- НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
- государство в юго-западной части Тихого океана, имеет владения ("островные территории"): о.Ниуэ, о-ва Кука, о.Токелау (первые две территории имеют внутреннее самоуправление). Н.З. - унитарное государство. В административном отношении оно делится на 109 графств. Местные органы самоуправления - советы графств, графских городских территорий и сельских округов - фактически подчинены Нейтральным органам управления. Н.З.не имеет писаной конституции. Неписаную конституцию составляют законодательные акты,конституционные соглашения, прецеденты. Н.З. - парламентарная монархия. Обрела независимость от Англии в 1947 г. Признает главой государства королеву Великобритании, которую представляет назначаемый ею по предложению правительства Н.З. генерал-губернатор на 5-летний срок. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту- палате представителей, избираемой на 3-летний срок в ходе всеобщих выборов гражданами, достигшими 18 лет (активное избирательное право - с 21 года). В палате представителей 120 депутатов. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Правительство формирует лидер партии, получившей на выборах большинство мест в парламенте.ПРАВОВАЯ СИСТЕМАОбщая характеристика. Современная правовая система Н.З. в основных своих чертах начала складываться с 1840 г., когда страна стала английской колонией. На ее территорию было распространено действие как статутов - законов, принятых британским парламентом, так и общего права - совокупности норм, выработанных в решениях судов первоначально в Англии, а затем и в ее заморских владениях. Хотя с 1947 г. Н.З. стала самостоятельным государством, в ней сохраняют действие британские законы,принятые в 1840- 1947 гг., если при их издании было оговорено, что они распространяются на Н.З. Единственным источником дальнейшего развития законодательства служат акты учрежденного еще в 1852 г. парламента. Вместе с тем система общего права по-прежнему остается важным источником права. При этом новозеландские юристы, в том числе судьи, исходят из положения, что существует некая система общего права, единая для всех государств, где оно применяется, и поэтому признают силу убеждающего судебного прецедента за решениями, вынесенными высшими судебными инстанциями в Великобритании, Австралии, Канаде и др. (решения высших судов Н.З. имеют силу обязательного прецедента). С 1937 г. в Н.З. функционирует комитет по реформе права, возглавляемый генеральным атторнеем, куда входят представители политических партий, университетские профессора-юристы, судьи и др. Среди высших государственных учреждений наряду с Министерством юстиции имеется и Департамент по вопросам законодательства.Гражданское право и смежные с ним отрасли права. Новозеландское законодательство признается достаточно упорядоченным и хорошо систематизированным. Несмотря на отсутствие кодексов, регулирующих целые отрасли права, в Н.З. имеются консолидированные акты по важнейшим правовым институтам, отличающиеся нередко весьма своеобразной трактовкой:в частности, в сфере земельных отношений с 1870 г. действует упрощенная система оформления прав собственников земельных участков и передачи земли в аренду. Эта область регулируется Законом о праве собственности 1952 г. (в ред. 1970 г.) и Законом о передаче права собственности 1952 г. -.Некоторые вопросы гражданского права (такие, как обязательства из причинения вреда) до сих пор не стали предметом единого консолидированного акта, а регулируются в самых различных законах (о транспорте, о больницах, о компенсации за случайное причинение смерти и др.) по правилам, близким к соответствующему англйскому законодательству и нормам общего права. Значительно влияние английского права и на новозеландское законодательство по вопросам деятельности компаний (Закон о компаниях 1955 г. и др.). торговли и транспорта (Закон о купле-продаже товаров 1908 г. с последующими изменениями, Закон о торговом праве 1908 г., законы о морских перевозках 1968 г., о воздушных перевозках 1967 г. и др.). Закон о торговле 1986г., который запрещает действия, наносящие ущерб свободной конкуренции путем поддержания искусственно высоких цен и т.п..составлен с учетом действующего австралийского законодательства. (Между этими двумя странами заключено Соглашение о тесных экономических связях 1983 г.) В 1989 г. был принят Закон о корпорациях (расследование их деятельности и организация управления).Напротив, законы в сфере семейного права характеризуются достаточным своеобразием. Еще с 1883 г. в них было зафиксировано право замужних женщин на обладание самостоятельным имуществом (ныне эти вопросы регулируются Законом о семейной собственности 1976 г.). С 1867 г. разрешено оформление развода в судебном порядке, причем количество оснований для развода последовательно расширяется (в 1960-х гг. им стало, в частности, 4-летнее раздельное проживание супругов). Допускается установление отцовства в судебном порядке; дети, рожденные вне брака, приравниваются к законным (Закон остатусе детей 1969 г.). В силу решения Верховного суда (ВС), вынесенного в 1900 г., суд вправе вопреки воле насле-додателя обеспечить членов его семьи соответствующей долей наследства, необходимой для их содержания.Трудовые отношения в Н.З. регулируются законодательством, а также коллективными договорами, заключаемыми между представителями работников и предпринимателями. Долгое время существовала система принудительного государственного арбитража в случае конфликтов между трудящимися и предпринимателями, в особенности при заключении коллективных, договоров и угрозе забастовок. Действующий Закон о трудовых отношениях 1987 г. установил систему свободного заключения коллективных договоров. В нем предусмотрена обязательная регистрация профсоюзов и объединений предпринимателей, управомоченных заключать коллективные договоры, определены правила проведения забастовок, допускающие вмешательство министра труда, и пр. •. :...В Н.З. еще с 1890-х гг. существует законодательство по социальным вопросам, более развитое, чем во многих других буржуазных странах. Предусматривается выплата (за счет налогообложения со всех видов доходов) пенсий по старости, пособий по инвалидности, безработице, а также оказание помощи нуждающимся семьям.Уголовное право - наиболее кодифицированная отрасль права. В первые десятилетия существования Н.З. как британской колонии в ней действовали нормы английского уголовного права,в то время не систематизированные. В 1883 г. в парламент Н.З. был внесен законопроект о кодификации уголовного законодательства, каковая и была осуществлена спустя десятилетие. Основой для нее послужил проект Уголовного кодекса (УК), составленный видным английским юристом Дж. Сти-феном (в 1878 г. он рассматривался британским парламентом, но в самой Великобритании так и не стал законом). В 1961 г. на смену акту 1893 г. был издан ныне действующий Закон о преступлениях, представляющий собой по существу УК. В нем регулируются институты Общей части уголовного права и некоторые вопросы процесса, определены признаки всех тяжких преступлений, преследуемых по обвинительному акту, и установлены наказания за них. Закон о преступлениях отличают достаточно четкие и обобщенные формулировки (например, в понятие "хищение" имобъединены все разновидности краж и мошенничеств). Этим актом предусмотрено привлечение к уголовной ответственности лишь в случаях нарушения закона, а не норм общего права, хотя последние и влияют на применение и толкование закона, а также смягчены санкции за многие преступления. Вместе с тем Закон 1961 г. допускает наступление уголовной ответственности с 10-летнего возраста и превентивное заключение для лиц, вторично осужденных за половые преступления. Ответственность за менее тяжкие преступления, преследуемые в суммарном порядке, установлена в Законе о полицейских нарушениях 1927 г. (в ред. 1965 г. с последующими изменениями)и других актах, однако и на них распространяются положения Общей части уголовного права, сформулированные в Законе 1961г. Действующее уголовное законодательство Н.З. предусматривает широкое применение штрафа и условного осуждения, а также помещение осужденных в возрасте до 21 года в специальные учреждения исправительного характера. Смертная казнь за общеуголовные преступления отменена с 1961 г., а за все преступления без исключения-с 1989 г.Вопросы гражданского и уголовного процессуального законодательства регулируются в Законе о судоустройстве 1908 г., в Правилах гражданской процедуры в ВС (приложение к названному Закону), в Правилах Апелляционного суда 1955 г., в Законе о магистратских судах 1947 г., в периодически издаваемых законах об уголовном правосудии.Исследования в области права в Н.З. проводятся главным образом на юридических факультетах университетов в Веллингтоне, Окленде, Крайстчерче.и Данедине.СУДЕБНАЯ СИСТЕМАНаиболее высокое положение занимает Апелляционный суд. Он состоит из председателя ВС, президента Апелляционного суда и 3 судей, которые, как и президент, являются судьями ВС. Для разбирательства конкретных дел состав Апелляционного суда может быть пополнен 1-2 судьями ВС по указанию его председателя. В компетенцию этого суда, обычно заседающего в составе 3 судей,входит рассмотрение апелляционных жалоб на постановления ВС по гражданским и уголовным делам, вынесенные им в качестве суда первой инстанции, а также (в некоторых случаях) на решения судов низших инстанций по гражданским делам, представляющим особую сложность (они рассматриваются по направлению самого ВС), и на постановления административной юстиции (в частности, арбитражного суда). Решения Апелляционного суда по гражданским делам, а в исключительных случаях - и по уголовным могут быть обжалованы в Судебный комитет Тайного совета в Лондоне с разрешения либо самого Апелляционного суда, либо Судебного комитета.ВС состоит из председателя и 25 судей. По первой инстанции судьи ВС единолично или по 2-3 судьи, иногда с присяжными, рассматривают серьезные и сложные гражданские дела, а также, с обязательным участием присяжных, дела об уголовных преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (такие заседания ВС проводятся в каждом из крупных городов страны). В рассмотрении гражданских дел участвует 4 либо 12 присяжных (в зависимости от суммы иска), а уголовных - всегда 12.Долгое время в Н.З. присяжными не могли быть женщины и представители коренного населения - маори (ныне они составляют около 9% населения). Лишь с 1942 г. в качестве присяжных стали привлекаться женщины, а маори - на таких же основаниях, как белые жители, - только с 1965 г. (до этого они иногда входили в состав так называемых смешанных жюри).В ряде случаев судьи ВС единолично назначают наказания подсудимым, признавшим свою вину в ходе предварительного слушания дела в магистратском суде. В компетенцию ВС входит также рассмотрение жалоб на постановления, вынесенные магистратскими судами, а в некоторых случаях - на решения органов административной юстиции. По действующим в Н.З. правилам обвинение может обжаловать оправдательный приговор или приговор, который оно считает слишком мягким, только по мотивам нарушения права,а не оценки фактических обстоятельств дела. В составе ВС имеется административное отделение, в компетенцию которого входит разбирательство жалоб на постановления некоторых органов административной юстиции, а также рассмотрение по существу споров об оценке стоимости земельных участков.Магистратские суды, составляющие низовое звено системы общих судов в Н.З., рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел. В этих судах заседают, как правило, профессиональные (платные) магистраты. Их компетенция по гражданским делам ограничена суммой иска, однако при письменном согласии сторон магистратский суд может принять любое дело, связанное собязательствами из договоров или из причинения вреда. Магистратский суд вправе рассматривать уголовные дела о любых видах преступлений, кроме наиболее тяжких (о государственной измене. убийстве и др.). Он может рассматривать в порядке суммарного производства дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту, но при этом не вправе назначить наказание свыше 3 лет лишения свободы. По требованию обвиняемого, преследуемого по обвинительному акту, дело слушается в ВС с участием присяжных (в большинстве случаев обвиняемые предпочитают не использовать этого права). Одна из функций магистратского суда - предварительное слушание уголовных дел для решения вопроса о том. имеются ли достаточные доказательства обвинения для передачи дела в ВС.В качестве магистратского суда могут выступать и мировые судьи, бесплатно выполняющие эти функции (их в стране около 7 тыс.). Однако их компетенция ограничивается мелкими уголовными делами, выдачей ордера на арест и обыск, предварительным слушанием уголовных дел (с участием не менее 2 мировых судей), а также принятием присяг и заявлений.Все профессиональные судьи назначаются на свои должности генерал-губернатором по представлению министра юстиции из числа адвокатов, имеющих не менее 7 лет стажа практической деятельности. Они занимают свои должности до 72 лет (судьи высших инстанций) или до 68 лет (магистраты. Мировые судьи тоже назначаются генерал-губернатором (часто по представлению депутатов парламента).Наряду с системой общих судов в Н.З. имеется большое число иных судебных учреждений. Земельный суд маори рассматривает дела, относящиеся к жизни коренного населения страны, и прежде всего споры о праве собственности на землю, о разделе земельных участков, о наследовании имущества, а также некоторые вопросы неимущественного характера, например об усыновлении детей семьями маори. Жалобы на решения этого суда рассматриваются специально учрежденным для этого Апелляционным судом маори. Споры между предпринимателями и работниками по всем вопросам трудовых отношений (условия труда, заработная плата и др.) подлежат разбирательству в Суде по трудовым делам. в чью задачу входит прежде всего попытка достичь примирения сторон и которому принадлежит весьма важная роль в регулировании трудовых отношений и в разрешении классовых конфликтов. Отдельно от него функционирует Компенсационный суд (состоит из 1 судьи), который рассматривает претензии работников к нанимателям в связи с несчастными случаями на производстве. В соответствии с Законом о трибуналах по спорам 1988 г. к их компетенции отнесено разбирательство споров о ненадлежащем выполнении контрактов и иных обязательств, а также исков, связанных с разрушением, повреждением или утратой имущества либо с истребованием имущества, оказавшегося в чужом владении. Суды по делам несовершеннолетних, возглавляемые магистратами, рассматривают дела о правонарушениях (кроме дел об убийстве) лиц в возрасте до 17 лет, а также о родителях, оставляющих детей без надзора. Дела о разводе, о выплате средств на содержание детей, об установлении отцовства входят в компетенцию судов по разбирательству семейных споров, также возглавляемых магистратами. В качестве органов административной юстиции выступают трибуналы по авторскому праву, по радиопередающим станциям, по "нарушающим приличия" публикациям, по спорам,связанным с эксплуатацией автомобилей, и др. Согласно Закону о компенсациях, выплачиваемых пострадавшим от некоторых уголовных преступлений или их близким (принят в 1963 г.), соответствующие претензии рассматривает специально созданный трибунал. В некоторых случаях жалобы на решения административных органов разбирают магистратские суды, например при отказе в выдаче лицензий на занятие определенной деятельностью.В 1962 г. в Н.З., первой среди стран Содружества, была учреждена должность омбудсмана, которому поручено контролировать законность решений, принимаемых отдельными правительственными органами, и выступать с "рекомендациями" об их отмене.Компетенция омбудсмана постепенно распространяется на более широкий круг ведомств. Расследование уголовных дел проводится специальными службами полиции. Для расследования причин смерти при подозрительных обстоятельствах, а также в местах лишения свободы созывается суд коронеров. Обвинение в суде по уголовным делам, преследуемым по обвинительному акту, поддерживает генеральный атторней, солиситор Короны или назначенные ими представители Короны из числа адвокатов. По другим уголовным делам обвинение поддерживают служащие полиции, а в некоторых случаях - частные граждане.В Н.Э., подобно Великобритании, существует разделение адвокатов на барристеров, выступающих в высших судах, и солиситоров, занятых в основном подготовкой дел к слушанию, составлением договоров, оформлением завещаний и т.д. Однако в отличие от Великобритании в Н.Э.. согласно ордонансу о ВС 1841 г., было временно разрешено совмещение обязанностей бар-ристера и солиситора, что впоследствие стало общепринятой практикой: барри-стеры имеют возможность получать права солиситоров, а последние, после сдачи соответствующих экзаменов или при наличии 5-летнего стажа, могут быть допущены к выступлениям в суде в качестве барристеров. Лишь небольшой круг барристеров, имеющих привилегированный статус "королевских советников", не может выполнять обязанностей солиситоров.В стране существует система бесплатной юридической помощи как по уголовным, так и по гражданским делам (в ответ на просьбу, обращенную в окружное общество юристов)Решетников Ф.М.
Энциклопедия юриста. 2005.