Бёдоин это:

Бёдоин
- буддийский монастырь в городе Удзи, префектура Киото. Известен благодаря храму Хоодо (Феникса). В 998 г. Фудзивара-но Митинага, один из самых влиятельных и талантливых политиков своего времени, при котором дом Фудзивара фактически стал правящим домом в стране, перестроил загородный дворец в Удзи, где он позже, уйдя на покой, предавался медитации. Общее настроение той эпохи проникнуто печалью и грустью. С конца X в. среди буддийского духовенства, а потом и среди аристократов стала распространяться идея о скором наступлении века "конца Закона", первый год которого падал на 1052 г. Спасение было в Будде Амида, он - властитель Чистой земли, рая, давший Великий обет: вести в свою обитель всех людей. Вот почему Ёримити, сын Митинага, стремился окончить постройку такого храма именно к моменту наступления последней эры. В 1052 г. он превратил дворец своего отца на берегу реки Удзи в монастырь Бёдоин - "Монастырь равенства", посвященный Будде Амида. Ёримити не случайно назвал построенный им монастырь Бёдоин, поскольку буддийские проповедники того времени утверждали, что в деле спасения "все люди равны". Нужно лишь взывать к Будде Амида: "О, Будда Амида!", и тогда возрождение в Чистой земле будет обеспечено. И на первый план в японском буддизме выступило учение Дзёдо (Чистой земли). Культ Дзёдо стал постепенно проникать и в среду аристократов, которые стали воздвигать великолепные храмы в честь Будды Амида. Одним из сохранившихся сооружений этого типа и является Амидадо в монастыре Бёдоин, который Ёримити мыслил как храм-мавзолей. Позднее Амидадо стали называть храмом Хоодо - храмом Феникса. Главная статуя Будды Амида плоскостна и декоративна. Будда сидит в канонической позе, его колени слегка приподняты. В целом образ Будды отличается спокойной сосредоточенностью. Статуя сидящего Будды выполнена строго по принятой модели подобных изображений, но лицо Будды уже другое: перед нами явный японец. Позу изменить было нельзя, но даже это закованное в каноны искусство стало приобретать национальные черты. Сохранилось и имя мастера - это был скульптор Дзётё, сын скульптора Косё, основавшего в Киото мастерскую буддийской скульптуры. В XI в. в японской архитектуре наблюдается значительный отход от китайского стиля, это находит отражение и в скульптуре. Японские мастера все смелее вступают на путь самостоятельных решений. Придворная культура Хэйан с ее культом красоты и эстетизма, с призывом к духовной утонченности нашла отражение и в архитектуре. В этом можно убедиться на примере храма Хоодо. Название Хоодо часто переводят как зал или храм Феникса. В представлениях китайцев, а затем и японцев Хоо - фантастическая птица с головой курицы, шеей змеи, клювом ласточки, спиной черепахи и хвостом рыбы; крылья окрашены в пять цветов. Птица Хоо символизирует высшую буддийскую добродетель - беспредельную веру в Будду Амида. В плане здание имеет форму фантастической птицы Феникс с двумя крыльями и хвостовой галереей. Это была иллюзия небесного дворца. Первоначально дворец был воздвигнут на острове посреди пруда. Вода, полностью окружая здание, выполняла символическую роль - очищала от всего земного. Идеи и настроения в буддизме XI в. нашли свое отражение в удивительной композиции постройки и окружающей природы, архитектурная форма как бы растворилась в окружающей среде. Храм Феникса представляет собой небольшой прямоугольный деревянный павильон с боковыми крыльями сквозных галерей. Он увенчан высокой, грациозно изогнутой крышей с большим выносом, на концах конька возвышаются позолоченные фигуры фантастической птицы Феникс. Всю тяжесть перекрытий и крыши принимают на себя парные трехъярусные кронштейны, расположенные на квадратных столбах. Легкий обходной балкон, расположенный между ярусами крыши, скрывается в тени ее низких скатов. Увенчанные одноярусными кровлями легкие открытые галереи, концы которых подчеркнуты высокими двухъярусными крышами, расположены по обе стороны центрального павильона. Все здание производит впечатление легкой нарядной постройки с четкой завершенностью и уравновешенностью объемов. Развитие художественного ремесла в X–XI вв., особенно лаковой росписи золотом, способствовало созданию торжественного оформления интерьера дворца со сложными формами украшений, которые сохранились при превращении дворца в храм. В убранстве дворца широкое применение нашла резьба по дереву в виде сложных композиций растительного характера, резьба по металлу, причем ажурные бронзовые позолоченные пластины дополнительно украшались тончайшей гравировкой. Решетчатый потолок и столбы, покрытые золотым лаком и росписями, свидетельствуют о высоком мастерстве в этом виде декора. Отдельные деревянные детали внутри зала украшены также инкрустацией перламутром. После превращения дворца в буддийский храм, посвященный Будде Амида, было сооружено алтарное возвышение для статуи с великолепным резным балдахином. Сама статуя Будды Амида была обрамлена вырезанным из дерева тонким золоченым нимбом. Стены и створки двери были расписаны: изображалось, как сходит с небес Амида, чтобы принять к себе молящегося подвижника. И художник, Такума Тамэнари, позволил себе отступление от канона - он изобразил горы и воду той местности вокруг селения Удзи, где был расположен храм. За свою долгую историю храм Феникса часто подвергался разрушениям, но восстанавливался. Храм причислен к государственным сокровищам страны.

Япония от А до Я. Энциклопедия. . 2009.

Смотреть что такое "Бёдоин" в других словарях:

  • ДОиН — ДОН ДОиН департамент образования и науки образование и наука …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Pretty Cure — Обложка DVD Futari wa Pretty Cure. Серия Pretty Cure (яп. プリキュアシリーズ пурикюа сири:дзу …   Википедия

  • Киото — I Киото         префектура Японии, в центральной части Хонсю. Входит в состав крупного экономического района Кансай. Площадь 4,6 тыс. км2. Население 2,2 млн. человек. (1970). Из всего экономически активного населения (1 млн. человек в 1967) на… …   Большая советская энциклопедия

  • Фудзивара — 1), род старейший и известнейший придворный клан (Фудзивараси), обладавший огромным политическим влиянием и властью в период Хэйан (794–1185). Его влияние при дворе в тот период было абсолютным, а вклад в развитие японской культуры так велик, что …   Вся Япония

  • Япония — (япон. Ниппон, Нихон)          I. Общие сведения          Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… …   Большая советская энциклопедия

  • Хякунин иссю — Вака поэта Сэмимару из собрания Огура Хякунин Иссю Это статья о японской поэзии. О тесте в боевых искусствах смотрите статью Хякунин кумитэ. Хякуни …   Википедия

  • HeartCatch Precure! — ハートキャッチプリキュア!! (Haatokyacchipurikyua!) Жанр махо сёдзё, комедия …   Википедия

  • Мейдер, Вячеслав Александрович — (р. 24.04.1936) спец. по филос. проблемам естествознания и математики, онтологии и теории познания; д р филос. наук, проф. Род. в Волгограде. Окончил физ. матем. ф т Усть Каменогорского пед. ин та (1960), а в 1973 филос. асп. МВТУ им. Н.Э.Баумана …   Большая биографическая энциклопедия

  • Киото (город в Японии) — Киото (японский, буквально ‒ столичный город), город в Японии, в центральной части острова Хонсю, важный экономический центр страны. Расположен в котловине Ямасиро, в 10 км от озера Бива, с которым связан судоходным каналом. Административный… …   Большая советская энциклопедия

  • ЯПОНИЯ — (япон. Ниппон, Нихон) гос во в зап. части Тихого ок., на группе о вов, главные из к рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица Токио. Я. конституц. монархия. Действующая конституция… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»