- Синкокинсю
-
("Синкокин(вака)сю") ("Новое собрание древних и новых японских песен") - известная поэтическая антология. К ней вполне применимо название трактата, написанного ученым и поэтом Фудзивара Тэйка (1162–1241), - "Лучшие песни нашего времени". Тэйка был и составителем "Синкокинсю", увидевшего свет в 1205 г. Поэты того времени воспитывались на традициях, заложенных "Кокинсю". Об этом говорит и само название антологии - "Новое "Кокинсю". В "Синкокинсю" сохранился практически без изменений весь спектр основных тем и мотивов: природа, любовь, разлука, странствия, приветствия, скорбь. Однако художественные традиции "Кокинсю" за это время претерпели существенные изменения. Это касалось главных эстетических принципов и установок. Если в основе поэзии "Кокинсю" лежала категория "аварэ" - "очарование", или "печальное очарование", то ко времени появления "Синкокинсю" аварэ трансформировалось в югэн - категорию, содержание которой можно передать словами "глубина", "неуловимость", "таинственность". Под югэн подразумевалась красота неуловимая, с налетом фантастики; действительность, близкая видению, грезам, плывущим как бы сквозь дымку, сквозь сон. Эстетический идеал югэн восторжествовал в конце хэйанского периода в условиях усиливающегося в Японии влияния буддизма и приближающегося заката элитарной аристократической культуры. Благодаря глубоко усвоенной к этому времени буддийской концепции мудзё - "всеобщего непостоянства", а значит, и эфемерности красоты сложилось представление о прекрасном как о чем-то неуловимом. А восприятие идеи непостижимости дальнейшего пути привело к пониманию красоты как глубоко сокрытой. Заметную роль в поэзии того времени играли образы грез, сна, воспоминания, в том числе о прежней любви. Особое значение приобретали образы тумана и сумерек, лунного сияния и утреннего рассвета. Поэты все чаще обращались к песням своих предшественников, близким им по духу, стремясь создать свое творение "вослед". Поэзия "Синкокинсю" до сих пор мало известна нашим читателям.
Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009.