- Иcэ
-
- небольшой городок, расположенный в трехстах километрах к западу от Токио, в тиши прекрасного национального природного парка, раскинувшегося на 520 гектарах Тихоокеанского побережья, - центр религии синто, существующий почти 2 тысячелетия. Комплекс храмов Исэ дзингу является важнейшим религиозным центром страны, хранилищем синтоистских сокровищ, объектом массового паломничества. Именно здесь расположены самые древние и великие синтоистские святилища, с которыми связана история, духовная и культурная жизнь японского народа. Природная красота этих мест поражает. Поросшие густой зеленью холмы, нетронутые леса. Согласно легенде, в начале первого тысячелетия император Суйнин попросил свою дочь, предназначенную в жрицы главной богини синтоистского пантеона Аматэрасу, подыскать место для устройства святилища этой богини. После долгих поисков девушка пришла в долину Исэ и выбрала место для возведения храмового комплекса. Сама богиня одобрила этот выбор. Комплекс состоит из двух групп храмов - Гэку (Внутренние) и Найку (Внешние). Более древние Гэку расположены в самом центре городка Исэ. Храмовые постройки разбросаны по территории прекрасного парка, большая часть которого закрыта для посещения, а в той, что открыта, за порядком присматривает специальная охрана. К основному храму Аматэрасу ведет длинная аллея вековых криптомерий, на которой установлено несколько огромных ворот - тории. Гэку - императорский храм, где монарх как первосвященник синто совершает важнейшие религиозные обряды (в частности, перед своей коронацией император Акихито провел здесь ночь, в одиночестве общаясь с родоначальницей). Здесь хранится один из символов императорской власти - зеркало, которое считается воплощением души Аматэрасу. У подножия горы Симадзи, в 6 километрах от Гэку, был возведен Найку, посвященный божеству 5 злаков - Тоёукэ-оками. В нынешнем виде он был восстановлен по древним чертежам в 1744 г. По своей архитектуре комплекс Исэ дзингу очень прост, но суров и значителен. Основные строения Гэку и Найку -это стоящие на мощных сваях небольшие четырехугольные здания из некрашеных, но тщательно обработанных бревен кипариса, покрытые толстой соломенной двускатной кровлей, по коньку которой идут толстые перекрещенные балки. Глядя на них, невольно поддаешься очарованию простоты и величия. Начиная с VII в. каждые двадцать лет Исэ дзингу становится местом проведения красочных церемоний, именуемых Сикинэн сэнгу. Раз в 20 лет главных богов религии синто, обитающих в храмах Исэ, из старых храмов переносят в новые, только что построенные по образцу старых. В этом, на первый взгляд парадоксальном, деянии скрыт большой смысл. Здание в том виде, как оно было построено, всегда находится в гармонии с окружающей природой. Храм всегда и древен и нов, это начало начал японской культуры, и каждый японец видит его таким, каким он был изначально. Впрочем, вызвано это не только сугубо божественными обстоятельствами. Храмы Исэ, точно так же, как и многие другие святилища синтоизма, возводятся из дерева. За два десятилетия солнце, ветер, дожди, тайфуны наносят невосполнимый ущерб храмовым постройкам. К тому же жрецы требуют периодического очищения храмов от заносимых извне грязи и скверны. Короче говоря, каждые 20 лет обитатели святилищ Исэ дзингу вынуждены перебираться на новое место. Традиция этих важнейших синтоистских церемоний насчитывает уже 13 веков. Первая церемония Сикинэн сэнгу была проведена еще в 690 г. при императрице Дзито. С тех пор 20-летняя последовательность нарушалась только дважды: между 1443 и 1585 гг., когда страну сотрясали междоусобные войны, и в годы второй мировой войны. Церемония перенесения богов крайне сложна и растянута по времени. Ведь помимо двух основных святилищ - храмов Найку и Гэку - комплекс Исэ дзингу объединяет еще 14 дополнительных святилищ и 109 менее важных храмов, разбросанных в радиусе 50 км вокруг. Каждый раз приходится в точности воссоздавать все эти здания на новом месте. Вот почему Сикинэн сэнгу приходится растягивать на длительный срок, разбивая на 30 отдельных церемоний. Первая из них в рамках нынешнего двадцатилетнего цикла была проведена еще в 1985 г. Тогда в прилегающем к храмам лесу отслужили молебен в честь богов - покровителей гор Кисо, где предполагалась заготовка древесины для возведения святилищ. Для строительства новых храмов необходимо 13 тысяч стволов священного японского кипариса, произрастающего в округе Исэ. В девяти специальных церемониях, сопровождавших рубку деревьев, освящение их и доставку на стройплощадку, с апреля по июнь 1986 г. приняли участие 173 тысячи местных жителей и паломников. В апреле 1988 г. подобающие молитвы были вознесены богам, "приглядывавшим" за теми участками земли, на которых должны были вырасти новые храмы. Особая церемония потребовалась для освящения белой речной гальки, из которой выкладывались полы внутри новых храмов. Для сбора этой гальки было привлечено 20 тысяч волонтеров. Затем за работу взялись плотники. Их отбирали по всей стране среди самых лучших мастеров. Некоторые из этих мастеровых носят почетный титул "Живое национальное сокровище". 70 человек за два года возвели абсолютное подобие уже простоявших два десятилетия храмов Найку и Гэку. А в это же время за работу уселись сотни ткачей, красильщиков, вышивальщиков. Строгим протоколом Сикинэн сэнгу определено 525 видов различных одеяний, покрывал, пелен, драпировок, предназначенных украшать переселяемых богов, принадлежащие им предметы и стены храмов. Эти украшения необходимы для 1085 объектов, причем все они (украшения) должны быть абсолютно идентичны тем, что употреблялись в ходе предыдущего Сикинэн сэнгу. Так, например, отобранные ткани красились методом, разработанным еще в эпоху Нара (710–794). Священные сокровища синтоизма делятся на 189 категорий, а всего их - 491. Кроме того, в ходе Сикинэн сэнгу употребляется еще 1600 священных аксессуаров. Важнейшие из сокровищ - бронзовое зеркало и меч, принадлежавшие Аматэрасу. Они настолько преисполнены святости, что обычному человеческому глазу не дано даже мельком взглянуть на них. Поэтому основные сокровища переносятся в новые храмы закрытыми от нескромных глаз белоснежными пеленами. На этот раз основные события происходили между 2 и 5 октября 1993 г. Жрецы, совершив церемонию ритуального очищения, на руках вынесли божественные символы из старых храмов. Специальный посланник императора прочитал торжественную молитву и под дружное кукареканье собравшихся зрителей и паломников (петух считается наиболее приемлемой жертвой для богов синто, а его песня - соответствующей данному торжественному моменту) церемониальная процессия длинной пестрой лентой потянулась к воздвигнутым вновь храмовым постройкам. Перенесением богов и сокровищ на новое место процедура Сикинэн сэнгу не заканчивается. Следующий этап - торжественные церемонии преподнесения богам священной еды. Посланник императора передает богам Исэ дзингу свиток шелка от своего сюзерена. А затем бесконечная череда церемоний у каждого из 123 менее значительных храмов и святилищ религиозного комплекса. Вся церемониальная программа осуществляется в течение почти десяти лет. Для осуществления всего Сикинэн сэнгу потребовалось в последний раз 300 млн. долларов. Ранее эти расходы покрывались из государственной казны, но теперь приходится изыскивать иные источники финансирования этих празднеств. Впрочем, организаторы Сикинэн сэнгу недостатка в деньгах не испытывают. Финансовые круги страны, частные фирмы, организации, ассоциации, так же как и отдельные меценаты, не поскупились. А в синтоистских общинах по всей стране уже начался сбор средств на Сикинэн сэнгу 2013 г. Неподалеку от Исэ, в местечке Футамигаура, стоят два причудливой формы утеса, которые связаны между собой соломенной веревкой - симэнава, что свидетельствует о святости места. Они символизируют нерушимость брачного союза богов - создателей Японских островов Идзанаги и Идзанами. Паломничество в храмы Исэ наряду с восхождением на Фудзи включено в своего рода программу патриотического воспитания японца. Хотя бы раз в жизни он должен побывать в Исэ.
Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009.