- Женщины
-
в Японии всегда имели свое четко оговоренное традициями и неписаными законами место. Семья и дети - вот основное поприще для японки. В деревне этим дело, конечно, не ограничивалось. Вместе с отцом, мужем, братом женщине с утра до ночи приходилось трудиться в поле, но там это вроде бы вписывалось в рамки внутрисемейной, почти домашней работы. В конце XIX - начале ХХ в. развивающиеся в стране бурными темпами капиталистические отношения потребовали огромного количества дешевых и неквалифицированных рабочих рук. Тогда на ткацкие фабрики хлынул поток молодых девушек и даже 8–10-летних девочек из деревни. Как правило, женский труд бывал востребован тогда, когда не хватало рабочих-мужчин. Например, в годы войны, когда мужчин забирали в армию. Но в более благополучные годы спрос на женские руки резко сокращался. Его повышению не способствовал даже рост образовательного уровня молодых японок. Дипломы престижных университетов и колледжей не открывали для их обладательниц дверей в исследовательские центры, офисы престижных компаний. Если их туда и брали, то исключительно на канцелярскую работу и временно - до замужества. Естественно, ни о каком творческом росте речи не шло. Но в конце ХХ в. ситуация на рынке труда в Японии стала резко меняться. Снижение рождаемости в стране привело к сокращению числа потенциальных работников. Появились перекосы в социальной структуре. Японии ныне как воздух нужны новые налогоплательщики, а следовательно, новые рабочие руки. В современной демографической ситуации рассчитывать приходится только на женщин. А значит, нужно отказаться от привычных табу и ограничений, запиравших женщину в домашних стенах. Женщина может стать тем "золотым ключиком", который позволит быстро стареющему японскому обществу обеспечить свое процветание на видимую перспективу. Но осознание новых императивов дается с трудом. Если сравнить процентное соотношение женщин-менеджеров на руководящих постах в частном секторе США (42,7%), Великобритании (33%), Германии (25,6%) и Японии (8,2%), то цифры засвидетельствуют огромное отставание Японии. Из 9352 ответственных государственных чиновников в Японии лишь 90 женщин (около 1%). Среди японских парламентариев только 7,6% принадлежит к прекрасному полу. (Для сравнения: в Швеции - 40,4%, в Великобритании - 18,2%.) В Стране восходящего солнца уровень средней зарплаты работающей женщины составляет 63,6% от мужской (притом, что выполняемая работа может даже совпадать по интенсивности и содержанию). Во Франции этот показатель равен 80,8 %, в США - 75,5 %, в Германии - 74,2 %. Другими словами, в Японии пока не удалось преодолеть дискриминацию по половому признаку. С апреля 1999 г. в силу вступил закон, запрещающий дискриминацию женщин при найме на работу или продвижении по службе. Предшествовавший ему законодательный акт лишь призывал частные компании стараться избегать дискриминации по половому признаку. Чтобы провести новый закон через парламент, понадобилось более 10 лет. Десятилетия экономического процветания Японии сформировали принципиально новое поколение японских женщин, хорошо образованных, немало зарабатывающих, любящих путешествия, обожающих вместе с подругами бродить по магазинам и делать покупки. Они ныне не только экономически независимы от родителей или мужа, но и твердо знают, чего хотят в жизни. Среди молодых работающих женщин есть немало "бунтарей" против традиционных устоев семейной жизни: они предпочитают откладывать на потом замужество, инициируют разводы, не спешат с рождением детей. Среди 29-летних японских женщин едва ли не 40 % не замужем. (А средний возраст замужества для японки составляет 26,1 года.) Уровень разводов в стране хотя и не достигает общемировых вершин (США, Великобритания), но вчетверо вырос по сравнению с 1950 г. К тому же процедуру развода женщины инициируют теперь гораздо чаще, чем мужчины. Уходят в прошлое и кулинарные подвиги японских домохозяек - ныне в ходу полуфабрикаты или еда, заказанная в ближайшем ресторане. О семьях с большим числом детей в Японии просто уже забыли. Стоит ли удивляться, что японские мужчины все чаще обращаются в брачные агентства, которые берутся выписать невесту из-за рубежа, чаще всего из стран Юго-Восточной Азии, в буквальном смысле слова по каталогу.
Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009.