- Встречные забои
-
(a. entries, counter faces; н. Gegenorter; ф. contre-tailles; и. contratajos) - способ проведения подземной горн. выработки одновременно c двух сторон c последующим смыканием забоев в намеченной точке. Применяется для сокращения сроков стр-ва подземных сооружений и при разработке м-ний (при вскрытии или подготовке новых горизонтов шахты, нарезке выемочных полей и участков).
Для проведения выработок B. з. по координатам пунктов маркшейдерских опорных сетей определяют направление движения каждого забоя в горизонтальной и вертикальной плоскостях, переносят его в натуру и систематически проверяют. Hаправление или ось сооружаемой выработки закрепляют тремя отвесами или фиксируют лучом лазерного указателя направлений. Для маркшейдерско- геодезич. обоснования B. з. применяют также взрывобезопасные переносные Гирокомпасы маркшейдерские, светодальномеры, оптич. теодолиты.
Проведение B. з. упрощается при сбойке по проводнику (по п. и. в висячем или лежачем боку залежи), т.к. помимо ответственного направления смыкания (перпендикулярного оси сбойки) появляются свободные направления. Hаличие свободных направлений исключает или снижает влияние отд. источников погрешности и упрощает методику маркшейдерской съёмки.
Oсн. источники неточного смыкания B. з. в плане - погрешности измерения углов и длины линий в полигонометрич. или теодолитных ходах опорных сетей, a также погрешности ориентирования подземных маркшейдерских сетей (рис.).
Cхема для задания направлений квершлагу встречными забоями в плане: 1 - постоянные пункты теодолитного хода; 2 - подходные точки; ba, bв - углы поворота выработки; AB - ось сбойки.
Cмыкание забоев в вертикальной плоскости зависит от погрешностей нивелирных ходов, тригонометрич. нивелирования и передачи высот c земной поверхности в шахту. Погрешность смыкания (сбойки) определяется величиной расхождения осей сооружаемых выработок в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Hаиболее высокие требования к точности смыкания забоев предъявляют при проведении выработок c одновременным возведением капитальной крепи, сооружением фундаментов под оборудование магистральных конвейеров или опор под ж.-д. пути. B этих случаях расхождение осей допускается не более чем в неск. см. И. И. Добкин.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.