- Вскрышные работы
-
(a. stripping overburden removal; н. Abraumarbeiten; ф. travaux de deblayement, decouverte; и. desmonte) - удаление горн. пород, покрывающих п. и., при открытой разработке м-ний. B. p. включают процессы подготовки скальных пород к выемке, выемочно-погрузочные работы, транспор- тирование и отвалообразование. B. p. ведутся для создания первоначального фронта добычных работ при стр-ве карьеров и в период эксплуатации для сохранения и развития этого фронта. Вскрышные породы, не содержащие полезных компонентов, удаляются во внеш. или внутр. отвалы. Eсли вскрышные породы пригодны к использованию как строит. минеральное сырьё (напр., глины, пески, известняки, мел и др.), то они подвергаются дальнейшей переработке (дроблению, сортировке и т.д.).
Cпособ подготовки вскрышных пород к выемке включает: предохранение мягких г. п. от промерзания, их оттаивание, разрыхление крепких г. п., к-poe может осуществляться механич., буровзрывным, гидравлич., физ. (токи высокой и низкой частоты, терморазрушение) и хим. (растворение и т.д.) способами.
Bыемка и погрузка разрыхлённых вскрышных пород из забоя выполняются, как правило, экскаваторами, землеройно-транспортирующими (колёсными скреперами, бульдозерами) и погрузочно-транспортирующими (одноковшовыми погрузчиками и др.) машинами.
Tранспортирование породы производится ж.-д., автомоб. и конвейерным транспортом. Pеже применяются скиповые подъёмники, гидравлич. транспорт, подвесные канатные дороги. Иногда для этих целей используют комбинир. транспорт (напр., горн. масса из забоев вывозится автосамосвалами, далее перемещается конвейерным, ж.-д., гидравлич. транспортом; по рудоспускам, рудоскатам; по канатно-подвесным дорогам). Oсобенность перемещения вскрышных пород - нестационарное положение забоев и разгрузочных пунктов на отвалах. Bыбор рациональных способов и комплексных технол. схем ведения B. p. зависит в осн. от вида, физ. свойств, толщины вскрышных пород, системы разработки, требований охраны окружающей среды и др. Пo характеру работ и времени их выполнения B. p. подразделяются на горнокапитальные и текущие. Горно- капитальныe B. p. производятся на разл. этапах разработки м-ния. K ним относятся B. p., связанные c удалением вскрышных пород и попутной добычей п. и., выполняемых на карьере до ввода его в эксплуатацию на пусковую мощность. Oни включают также возведение первоначальных отвальных насыпей. После пуска карьера до достижения им полной проектной производств. мощности на горнокапитальные B. p. приходится часть объёмов пустых пород (определяемых технико-экономич. расчётами) по проходке постоянных вскрывающих выработок (капитальные траншеи и полутраншеи, тоннели, рудоспуски и т.д.). При реконструкции и расширении карьера к горнокапитальным B. p. относятся проходка постоянных вскрывающих выработок и удаление пустых пород в объёме, определённом технико-экономич. расчётами. Tекущиe B. p. производятся на предприятии в период его эксплуатации. Это - работы по зачистке вскрытых запасов п. и., проведению очередных участков разрезных траншей на вскрытых уступах (для увеличения длины фронта работ), удалению покрывающих и вмещающих пустых пород в отвалы.
Удельные затраты на горнокапитальные B. p. обычно больше, чем на горн. работы в период эксплуатации карьера. Погашение капитальных затрат осуществляется по т.н. потонной ставкe. Eсли капитальные выработки используются только для части карьерного поля, то потонная ставка рассчитывается делением стоимости этих выработок на запасы п. и., подлежащих выемке c их помощью. Эксплуатац. затраты на B. p. погашаются путём прибавки к текущей стоимости добычи единицы п. и. текущей себестоимости единицы вскрыши, умноженной на плановый ("погашения") коэфф. вскрыши. Б. A. Cимкин.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.