- Бункер-поезд
-
(a. bunker-train; н. Bunkerzug; ф. silo-train; и. tolva-tren) - подземная трансп. установка из шарнирно соединённых секций-платформ с высокими бортами (без торцевых стенок) на колёсно-рельсовом ходу. Предназначен гл. обр. для вывоза горн. массы, отбиваемой в проходческом забое за один цикл. На днище или специальных направляющих в верх. части бортов Б.-п. располагается трансп.-распределит. установка, с помощью к-рой загружаемая с торцевой части Б.-п. горн. масса (руда, порода) равномерно распределяется по всей его длине. Шахтный локомотив (или тяговая система) перемещает Б.-п. к пункту разгрузки (рудоспуск, приёмный бункер шахтного подъёма, рудный или породный отвал на поверхности), где горн. масса выгружается с помощью той же распределит. установки или через откидывающиеся днища.
Тип Б.-п. обычно определяется видом применяемой трансп.-распределит. установки (табл.); различают Б.-п. скреперные и конвейерные.
В скреперных Б.-п. боковое соединение секций выполнено с помощью шарнирных балок и позволяет проходить закругления радиусом 12 м и более. На боковых стенках секций укреплены траверсы для ограничения движения скрепера и канатов в вертикальной плоскости. При использовании скреперного Б.-п. время погрузки 20 м3 горн. массы 40-60 мин, разгрузки 30-35 мин. Гл. недостаток Б.-п. этого типа - относительно малая производительность скреперной установки, снижающая показатели работы погрузочных машин. Более перспективны конвейерные Б.-п. (донный скребковый, пластинчатый или вибрационный), к-рые обеспечивают непрерывную загрузку и разгрузку горн. массы. Общая продолжительность цикла загрузка - движение - разгрузка при расстоянии откатки 1 км ок. 40-60 мин. Б.-п. этого типа работают в выработках сечением 4-12 м2 и перевозят до 60 т горн. массы.
Совр. Б.-п. эффективно используются в составе комплексов проходческого оборудования при рельсовом транспорте горн. массы; их применение возможно также для вывоза руды от рудоспуска или погрузочного пункта до околоствольного двора. Б.-п. обеспечивает оптимальную организацию проходческих работ, повышение производительности труда и скорости проведения выработок. Суммарная продолжительность уборки и транспортирования горн. массы при использовании Б.-п. сокращается (в сравнении с обычной техникой шахтного рельсового транспорта) в неск. раз. Я. Б. Кальницкий.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.