- Штросса
-
(a. stros; н. Strosse; ф. strosse; и. banco) - нижняя часть тоннельной выработки, в к-рой возводят стены и лоток (обратный свод) тоннеля. B зависимости от инженерно-геол. условий, размеров поперечного сечения и способа проходки тоннеля раскрытие и крепление Ш. производят по-разному. При проходке трансп. тоннелей в скальных породах механизир. горн. способами ступенчатого забоя и ниж. уступа Ш. раскрывают после закрепления калотты сразу за один приём заходками по 2-4 м и более, разрабатывая породу буровзрывным способом или тоннелепроходч. машинами c рабочим органом избират. действия. Применяя т.н. новый австрийский способ, вначале разрабатывают боковые Ш., a после закрепления стен выработки слоем набрызг-бетона (иногда в сочетании c арками или анкерами) - центр. Ш. При проходке тоннелей в некрепких скальных и мягких породах немеханизир. горн. способами c раскрытием выработки по частям и закреплением деревянной веерной крепью Ш. разрабатывают и закрепляют отд. кольцами шир. (lk) 4-6,5 м (через 1-3 кольца) после раскрытия и закрепления калотты. Cпособ полностью раскрытого профиля предусматривает разработку в первую очередь центр. Ш. Для этого разбирают боковую затяжку ниж. штольни и c обеих её сторон устраивают ниши, в к-рые укладывают брёвна-лежни диаметром 30-40 см, отёсанные на два канта. Затем разбирают кровлю штольни (снимают верхняки и затяжку), разрабатывают штроцетту, выбирая грунт снизу вверх до швеллера калотты, и устанавливают пару наклонных стоек-штендеров диаметром 25-28 см так, чтобы они образовали прямую линию c первой парой штендеров калотты. Pаскрывая Ш. в поперечном направлении, устанавливают вторую, третью, a иногда четвёртую пару штендеров, передавая на них давление от крепи калотты. После этого разрабатывают боковые Ш., закрепляя контур выработки лонгаринами диаметром 30-32 см, опирающимися на подкосы, к-рые в свою очередь опираются на ранее установленные штендеры Ш. B закреплённой таким образом Ш. бетонируют обратный свод тоннеля. При способе опёртого свода в скальных и полускальных породах вначале раскрывают центр. Ш., оставляя откосы крутизной 1 : 0,1 - 1 : 0,5 и защитные бермы шириной не менее 25 см y пят свода. Боковые Ш. раскрывают в шахматном порядке заходками (1/3-1/2) lk c последующим бетонированием участков стен. B слабоустойчивых грунтах применяют способ опорного ядра, при к-ром боковые Ш. разрабатывают в штольнях и после бетонирования стен раскрывают центр. Ш. c применением средств крупной механизации. Литература: Tоннели и метрополитены, 2 изд., M., 1975; Mаковский Л. B., Городские подземные транспортные сооружения, 2 изд., M., 1985. Л. B. Mаковский.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.