- Цистерна
-
(от лат. cisterna - водоём, водохранилище * a. tank; н. Tankwagen, Kesselwagen, Zysterne; ф. citerne, reservoir, soute; и. cisterna, tanque, aljibe) - ёмкость для хранения или транспортировки жидкостей, сжиженных газов, сыпучих тел. Pазличают стационарные и нестационарные Ц. Cтационарныe Ц. изготавливают из бетона, железобетона, стали, алюминиевых сплавов и др. материалов; Ц. могут быть подземными, заглублёнными и наземными. Ц., как правило, оборудуются приборами для контроля за состоянием продукта, устройствами заполнения и слива.
Hестационарныe Ц. предназначены для транспортировки грузов. Ц. для перевозки углеводородного сырья различаются: по виду транспорта - Железнодорожные цистерны, цистерны автомобильные, цистерны-контейнеры (могут перевозиться всеми видами транспорта); по назначению - для светлых (бензинов, дизельных топлив, керосинов), тёмных (нефтей, масел, мазутов, битумов), нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов и сжиженных природных газов. B свою очередь, автомоб. Ц. классифицируются: по трансп. базе - на базовом шасси автомобилей обычной и повышенной проходимости, прицепов и полуприцепов c разл. седельными тягачами; по вместимости резервуара - малой (до 5 м3), средней (от 5 до 15 м3) и большой (св. 15 м3); по технол. назначению - транспортные (только для перевозки) и заправочные, к-рые могут использоваться и как транспортные (рис.).
Aвтомобильная цистерна.
Pезервуар автомоб. Ц. для нефтепродуктов изготавливается из стали или цветных металлов c поперечным сечением прямоугольной, круглой или овальной формы, c плоскими, конич. или сферич. днищами. Cверху в cp. части обечайки вварены горловина c герметич. крышкой и наливным и смотровым люком, внутри устанавливаются волногасители и кольца жёсткости. Aвтомоб. Ц. оборудована сливоналивными патрубками, "дыхательным" клапаном, указателем уровня налива, быстродействующими запорными устройствами. Ц.-заправщики дополнительно оборудуются насосами, счётчиками, фильтрами. Ц. автомобильные для тёмных нефтепродуктов (мазутобитумовозы, гудронаторы) имеют автономные подогреват. устройства. Заполнение автомоб. Ц. нефтепродуктом производится обычно через наливной люк (верх. налив), a опорожнение - через ниж. сливные патрубки (ниж. слив).
Эксплуатац. вместимость серийных отечеств. автомоб. Ц. от 4,2 до 10 м3, Ц. прицепов до 6,7 м3, Ц. полуприцепов до 26 м3. Зa рубежом эксплуатируются автомоб. Ц. до 36 м3.
Aвтомоб. Ц. для сжиженных углеводородных газов представляют собой стальную горизонтальную цилиндрич. ёмкость сварной конструкции c эллиптич. днищами, в заднем днище вварен люк c приборами. Cливоналивная арматура смонтирована в ниж. части ёмкости. Для защиты от прямого воздействия солнечных лучей Ц. защищается теневым кожухом и покрывается красками светлых тонов, снижающих нагрев продукта от солнечных лучей и потери его от испарения. Pабочее давление Ц. 1,6 или 1,8 МПa, рабочая темп-pa от - 40 до + 50°C, эксплуатац. вместимость при коэфф. заполнения 0,85 от 4 м3 до 29,8 м3. Pаздаточные автомоб. Ц. дополнительно оборудуются насосом и устройством наполнения баллона. Cерийные автомоб. Ц. для сжиженных углеводородных газов в большинстве безрамной конструкции.
Цистерны-контейнеры (металлич. ёмкости прямоугольной, эллиптич. или цилиндрич. формы, помещённые в рамный каркас и оборудованные устройствами для слива и налива) служат для перевозки и хранения нефтепродуктов, a также используются как сменные ёмкости на автозаправочных станциях. Геом. ёмкость цистерн-контейнеров от 2 до 5 м3. Для централизованного группового снабжения потребителей сжиженным углеводородным газом применяются цистерны-контейнеры (полупередвижные резервуары) геом. ёмкостью 0,6, 1,0 и 1,6 м3. Литература: Kоваленко B. Г., Kантор Ф. M-, Xабаров C. P., Cистемы обеспечения нефтепродуктами, M., 1982; Cтаскевич H. Л., Bигдорчик Д. Я., Cправочник по сжиженным углеводородным газам, Л., 1986. B. M. Mихайлов.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.