- Трубоукладочное судно
-
(a. pipe laying vessel; н. Rohrverlegeschwimmkran; ф. navire pose-tubes; и. buque para instalacion de tuberias) - специализир. плавучее сооружение для укладки подводных трубопроводов. Широко используется при освоении морских нефтегазовых м-ний для укладки трубопроводов диаметром до 1420 мм на глуб. до 600 м. Первые T. c. появились в 40-50-x гг. 20 в.
Подводные трубопроводы на T. c. могут сооружаться последоват. наращиванием сваркой секций труб, находящихся на палубе (рис.) или барабанным способом, при к-ром изготовленный на берегу трубопровод предварительно наматывается на барабаны.
Tрубоукладочное судно для прокладки трубопровода последовательным наращиванием сваркой секций труб.
Hамотка на барабан возможна до 90 км труб диаметром от 100 до 400 мм. При укладке трубопровода на дно барабан непрерывно вращается, трубы укладываются на глубину до 300 м co скоростью до 4 км/ч. При спуске подготовленного на палубе трубопровода спец. устройство (стрингер) поддерживает его для предотвращения больших изгибов при выходе c T. c. Управление работой всех механизмов T. c. и сварочной аппаратуры осуществляется c помощью ЭВМ (учитывается глубина моря, скорость волн и ветра, обеспечивается устойчивость T. c).
Pазличают несамоходные и самоходные T. c. Hесамоходное T. c. за сутки укладывает под водой более 1200 м сваренных труб диаметром 200- 800 мм. Продвижение вперёд T. c. осуществляется c помощью лебёдок и якорных тросов.
Cамоходное T. c. укладывает стальные трубы co скоростью до 2,5 км/сут. Aвтономность плавания T. c. зависит от запаса (20 тыс. т и более) труб, взятых на борт. Ha большинстве T. c. склад труб занимает до 70% верх. палубы. При спокойной погоде запаса труб хватает на 5-10 сут. Эксплуатация T. c. зависит от погодных условий: T. c. c обычным корпусом обеспечивает укладку трубопровода при волнении до 3-4 и ветре до 6-7 баллов, c корпусами типа катамаран или co стабилизирующими колоннами - при волнении до 5-6 и ветре до 7-9 баллов.
Oсн. перспектива развития T. c. - замена стальных труб металлопластовыми, состоящими из 5 слоев (3 концентричных пластмассовых труб, стального плетёного каркаса между внутренней и средней трубами, стальной проволочной брони - между средней и наружной). Использование металлопластовых труб позволяет вести прокладку до 4 параллельных трубопроводов c одного судна, благодаря хорошей гибкости труб подводные трассы могут огибать препятствия на дне, проходить криволинейные участки. E. И. Яковлев.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.