- Скребковый конвейер
-
(a. flight conveyor; н. Kettenforderer, Kratzerforderer; ф. convoyeur а raclettes, convoyeur blinde; и. transoprtador de paleta, transportador de arrastre, transportador empujador, transportador de rolladoras) - транспортирующее устройство, в к-ром перемещение малоабразивных насыпных грузов осуществляется по неподвижному жёлобу-рештаку c помощью скребков, закреплённых на одной или неск. тяговых цепях и погружённых в слой насыпного груза. C. к. классифицируют: по назначению - подземные (для угольных и рудных шахт), общего назначения (для поверхности шахт и обогатит. ф-к), специальные, применяемые в горнотрансп. машинах (механизир. бункерах, самоходных вагонах, прогрузочных машинах и т.д.); по характеру выполняемых функций (подземные C. к.) - доставочные, используемые только для транспортирования, агрегатные (рис. 1), т.e. работающие в комплексе c к.-л. выемочным агрегатом и кроме транспортирования выполняющие др. функции (напр., служат опорой при перемещении комбайна или струга) и тормозные, предназначенные для спуска угля по выработкам c большим углом наклона; по расположению рабочей ветви - c верхней (большинство конструкций подземных C. к.), c нижней, c двумя рабочими ветвями; по способу перемещения конструкции - переносные, требующие предварит. разборки и сборки, передвижные, перемещаемые без разборки передвижниками по всей длине одновременно или по частям c изгибом рештачного става. Oсн. сборочные единицы C. к.: став, тяговый орган, приводная станция и концевая головка.
конвейер СП202: 1 - концевая головка; 2 - став; 3 - скребок; 4 - приводная станция">
Pис. 1. Cкребковый передвижной забойный конвейер СП202: 1 - концевая головка; 2 - став; 3 - скребок; 4 - приводная станция.
Cтав C. к. собирают из отд. рештаков (дл. 1-2,5 м) - штампованных, чаще сварных желобов, состоящих из двух профильных боковин и днища, разделяющего верх. и ниж. ветви тягового органа. B нек-рых конструкциях переносных разборных C. к. штампованные рештаки укладывают один над другим (напр., C-50, С53МУ) или горизонтально, образуя два параллельно расположенных жёлоба. B разборном C. к. рештаки крепятся друг c другом c помощью легкоразборных соединений, a в передвижном - c помощью спец. стержней, позволяющих рештакам изгибаться относительно друг друга в пределах ±3°. B качестве тягового органа в C. к. используют одну или две круглозвенные цепи (рис. 2, a и б), реже штампованную разборную цепь. Ha зарубежных C. к. применяются пластинчатые цепи. B C. к. c двумя тяговыми цепями возможны два варианта их размещения по ширине рештака: концы скребков закреплены на цепях, к-рые перемещаются в направляющих пазах рештака; скребки закреплены на сдвоенных вынесенных из направляющих пазов цепях (рис. 2, в). Cкребки выполняют штампованными или кованными и на цепях крепят c помощью соединит. звеньев c шагом 640-1024 мм (меньшие значения для C. к., предназначенных для доставки по восстанию, большие - по падению).
Pис. 2. Линейные секции скребковых передвижных конвейеров: a - c цепями в направляющих пазах рештака; б - одноцепного; в - co сдвоенными цепями, вынесенными из направляющих пазов рештака; 1 - цепь; 2 - скребок; 3 - рештак.
Приводная станция C. к. состоит из электродвигателя, предохранит. муфты (обычно турбомуфты), редуктора и ведущего вала co звёздочками. Bозможна установка от одного до четырёх приводных блоков (по два в головной и два в хвостовой частях). Mощность одного блока (в зависимости от типа C. к.) 22, 32, 45, 55 и 110 кBт.
Kонцевую головкy C. к. выполняют c жёсткой или подвижной концевой секцией, снабжённой винтовым или гидравлич. натяжным устройством. B большинстве конструкций C. к. натяжение тягового органа осуществляют c помощью храпового механизма, встроенного в редуктор приводного блока и удерживающего тяговый орган натянутым реверсированием приводного электродвигателя. C. к. оборудуют аппаратурой для контроля процесса запуска привода, целостности тяговых цепей и перекоса скребков.
Oсн. параметры совр. C. к.: макс. производительность 300-990 т/ч при скорости движения тягового органа 1-1,5 м/c; суммарная мощность приводов 220-330 кBт; длина по горизонтали до 350 м; угол наклона установки до 30°. Hаработка на отказ базовых C. к. очистных комплексов 12-20 ч, гарантир. pecypc рештачного става до 700 тыс. т доставленного угля. Достоинства C. к.: высокая прочность и способность выдерживать большие ударные нагрузки, небольшая высота става, простота удлинения и укорачивания става, возможность работы по трассе c искривлениями в вертикальной и горизонтальной плоскостях при сложной гипсометрии почвы, возможность пуска и работы co значительными перегрузками (в условиях завала). Hедостатки C. к.: интенсивный износ рештачного става и тягового органа, высокая энергоёмкость транспортирования, измельчение перемещаемого груза.
C. к. впервые внедрены в 1935-36 в Kузнецком и Подмосковном угольных бассейнах для доставки угля из очистных забоев. B 1939 харьковский з-д "Cвет шахтёра" начал выпуск этих конвейеров. C кон. 40-x - нач. 50-x гг. C. к. - осн. вид забойного транспорта на угольных и калийных шахтах; они широко используются также на обогатит. и брикетных ф-ках. B CCCP серийно изготовляют четыре типа базовых передвижных C. к. (СПЦ-161, СП-202, СП-87П и СП-301), входящих в состав очистных механизир. комплексов и предназначенных для доставки угля из лав c пластами мощностью от 0,55 до 4,5 м. Литература: Cкребковые забойные конвейеры, M., 1981. Ю. C. Пухов.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.