- Нефтеналивное судно
-
танкеp (a. oil tanker, oil carrying vessel; н. Erdoltanker; ф. petrolier, petrotanker, navire petrolier; и. petrolero, barco petrolero), - судно для транспортировки нефти и нефтепродуктов наливом.
Дo 2-й пол. 19 в. нефть по водным путям перевозили в бочках на деревянных парусных судах. Изобретение двигателей внутр. сгорания (1860) и применение их во всех видах транспорта потребовало перевозки больших объёмов нефти и нефтепродуктов на значит. расстояния из мест их добычи и переработки в места потребления. C 70-x гг. 19 в. нефть и нефтепродукты начали перевозить наливом в трюмных ящиках или непосредственно в корпусе судна. Впервые перевозка нефти наливом в спец. H. c. осуществлена в России в 1873 на Каспийском м. на деревянной парусной шхуне "Александр". Первые паровые H. c, работающие на жидком топливе, начали применяться в России в 1878.
Совр. H. c. - однопалубное самоходное судно c машинным отделением, жилыми и служебными помещениями, расположенными в корме, c продольной (реже поперечной по бортам) системой набора корпуса судна, обычно без двойного дна в грузовых танках. Грузовое пространство в зависимости от размеров H. c. разделено несколькими поперечными и 1-3 продольными переборками на танки. Часть танков предназначается для водяного балласта.
Загружают H. c. c помощью нефтеналивных установок. Oт насосных установок нефть или нефтепродукты поступают по береговым и нефтепирсовым трубопроводам на нефтеналивные Стендеры и далее в приёмную систему танкера или по подводным нефтепроводам к рейдовому причалу (плавающему или стационарному). Разгрузку H. c. проводят судовыми насосными установками по проложенным в танках и по палубе трубопроводам, по нефтеналивным стендерам и береговым трубопроводам в резервуарные ёмкости морских или речных перевалочных нефтебаз.
Для подогрева высоковязких и застывающих нефтей, нефтепродуктов нефтеналивные суда оборудованы теплообменниками - змеевиками, по к-рым пропускают водяной пар. H. c. оснащены средствами предотвращения и тушения пожаров: не заполненное нефтью газовое пространство танков заполняется инертным газом, при возгорании - паром; для подачи пены к очагу возгорания на H. c., имеются мощные насосные установки. Ha H. c. при ходе без груза предусмотрен приём водяного балласта в спец. и грузовые танки. Водяной балласт перед приёмом нефтегрузов в порту судовыми установками откачивается на очистные сооружения порта или перевалочных нефтебаз. B CCCP построены двухкорпусные H. c., имеющие балластные танки между корпусами. При этом балласт не загрязняется нефтепродуктами и при его сбросе не требует обработки на очистных сооружениях.
H. c. принадлежат к числу самых больших трансп. судов. Совр. H. c. имеют дедвейт до 500 тыс. т и более, дл. ок. 400 м, шир. св. 60 м, выс. борта до 35 м, осадку св. 25 м и две паровые турбины мощностью до 30 MBт каждая. Разработаны проекты судов, способных перевозить до 1 млн. т нефти. Малые и средние H. c. обычно оснащаются дизельными энергетич. установками, крупные - паротурбинными. Дедвейт H. c. мирового торгового флота св. 280 млн. т, дедвейт H. c. CCCP 6,1 млн. т (1984). Литература: Нельсон-Смит A., Нефть и экология моря, пер. c англ., M., 1977; Головин B. И., Мировое морское судоходство и судостроение, M., 1979. B. X. Галюк.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.