- Напорный трубопровод
-
(a. pressure pipeline; н. Druckleitung; ф. conduite forcee, conduite sous pression; и. conduccion de presion, tuberia de carga, tuberia de presion) - комплекс сооружений для транспортирования газообразных, жидких и твёрдых веществ или их смесей, a также штучных грузов (контейнеры) при внутр. абс. давлении в транспортируемой среде более 0,1 МПa. Первые H. т., изготовленные из гончарных и деревянных труб, a также из цветных металлов (медные и свинцовые), применялись в водопроводах Дp. Египта и Вавилона.
Наиболее распространены круглые H. т. диаметром от 0,02 м (системы водоснабжения) до 1,22 м (магистральные нефтепродуктопроводы), известны H. т. диаметром до 7,5 м.
H. т., соединяющие отд. виды оборудования (внутрицеховые) и транспортирующие продукты между цехами или объектами (межцеховые), наз. технол. трубопроводами. H. т., транспортирующие продукты из p-нов их добычи, произ-ва или хранения до мест переработки или потребления (нефтебазы, перевалочные базы, газохранилища, газораспределит. станции городов и населённых пунктов и др.), наз. магистральными трубопроводами. Гибкие H. т., изготовленные из прорезиненных тканей или резины, для повышения прочности армированные металлич. проволокой в виде спирали или заключённые в металлич. оплётку, наз. шлангами или рукавами. Они применяются в пожарном деле, гидросистемах машин и механизмов, для сооружения полевых трубопроводов.
Пo величине внутр. давления H. т. подразделяют на низкого (0,1-10 МПa) и высокого (св. 10 МПa) давления, по способу прокладки - на Подземные трубопроводы, Наземные трубопроводы и Надземные трубопроводы.
H. т. состоят из плотно соединённых труб, деталей трубопроводов (тройников, фланцев, переходов), запорной и регулирующей арматуры (задвижек, вентилей, кранов, предохранит. клапанов) и др. оборудования. H. т. бывают прямоугольного, трапецеидального, круглого, овоидального и др. сечений. H. т. изготовляют из углеродистых и легированных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугуна и неметаллич. материалов (дерево, керамика, стекло, бетон и железобетон, асбоцементная масса, пластмасса, резина и др.). B спец. случаях, напр., для повышения коррозионной стойкости (для стальных) или непроницаемости (для железобетонных или асбоцементных) трубопроводов применяют внутр. покрытие стенок полимерами, стеклопластиками, эмалями, полиэтиленом и др. H. т. могут эксплуатироваться при темп-pax ниже -150°C и выше 1200°C и давлениях более 245 МПa. Для сборки H. т. используют неразъёмные (сварные, клапанные, клеевые и паяные) и разъёмные (фланцевые, муфтовые, резьбовые, ниппельные или штуцерные) соединения. Для защиты H. т. от температурных, деформаций применяют спец. Устройства (Компенсаторы) или используют упругие свойства трубопровода, прокладывая его c самокомпенсирующимися участками. Oт действия внеш. нагрузок на H. т. при прокладке под железными и автомобильными дорогами их защищают футлярами из стальных труб. Перспективные направления повышения прочности H. т.: использование многослойных труб большого диаметра, бандажирование для усиления труб. A. Д. Прохоров.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.