- Морские трубопроводы
-
(a. off-shore pipelines; н. marine Pipelines, Off-shore-Leitungen; ф. conduites sous-marines; и. tuberias maritimes, conductos maritimos) - трубопроводы, прокладываемые в мор. акваториях; служат для транспортировки нефти, нефтепродуктов, природных и искусственных газов (в т.ч. сжиженных), воды и др. M. т. располагают под дном (заглублённые трубопроводы), на дне (незаглублённые) и вблизи дна (погружные). Конструктивно M. т. выполняют однотрубными (толщина стенки св. 7 мм), двухтрубными "труба в трубе" или многотрубными и защищают антикоррозионной изоляцией из полимерных и битумных материалов усиленного типа. Заглублённыe однотрубные M. т. укладывают в открытом море на расчётную глубину и покрывают жёсткой футеровкой деревянными рейками. Для создания отрицат. плавучести поверх последней устанавливают чугунные или железобетонные кольцевые грузы. Закрепление M. т. в траншеи осуществляют (по возможности) анкерными устройствами. Для защиты труб от механич. повреждений, a также придания им отрицат. плавучести применяют усиленное бетонное защитное покрытие M. т. (осуществляется нанесением бетона по всей длине трубы или отд. секциями на антикоррозионную изоляцию усиленного типа). M. т. c чугунными или железобетонными грузами защищают от механич. повреждений закреплением поверхности грунта над трубопроводом бетонными плитами, насыпкой из камня и др. Незаглублённыe однотрубные M. т. прокладывают в местах, где исключается размыв грунта под трубами, на больших глубинах и в скальном грунте. Для защиты от механич. повреждений трубы покрывают (по всей длине или секциями) бетонными или железобетонными оболочками. Уложенный на дно M. т. обваловывают камнями, щебнем или закрывают бетонными плитами (матами) дл. 50 м, при возможности закрепляют анкерами. Погружныe однотрубные M. т. устанавливают на опорах и закрепляют за дно при помощи якорей и оттяжек. Погружные M. т. изготовляют подобно заглублённым. M. т., прокладываемые в размываемых береговых зонах, укладывают в тоннелях.
Для повышения эксплуатац. надёжности системы применяют двухтрубные или многотрубные M. т. Транспортировка осуществляется по внутр. трубе (или трубам). Наружная труба используется в осн. как защитный кожух; её изготовляют из стали или пластмасс. Внеш. поверхность стальной трубы защищают от коррозионных и механич. повреждений подобно заглублённым M. т. Пластмассовый кожух защищают деревянными рейками и балластируют грузами (чугунными или железобетонными) или покрывают поверхность трубы спец. покрытием (бетонным, железобетонным). Внутр. трубу изготовляют из стали и покрывают снаружи антикоррозионной изоляцией. При транспортировке агрессивных продуктов внутр. поверхность изолируют или применяют трубы из пластмассы, алюминия и др. Внутр. трубу устанавливают в наружной на опорные кольцевые элементы или роликоопоры. Межтрубное пространство в зависимости от назначения M. т. заполняют газом (азот, воздух и др.), жидкостью (масло, вода c антикоррозионными добавками и др.), твердеющими материалами (битум, цементно-песчаный раствор и др.), теплоизолирующими материалами (пенополиуретан и др.), транспортируемым продуктом. Кроме того, в межтрубном пространстве прокладывают кабели связи, электроэнергии, гидравлич. линии управления и др. коммуникации.
Для предохранения M. т. от коррозии кроме антикоррозионного защитного покрытия применяются также способы Электрохимической защиты трубопроводов. Литература: Бородавкин П. П., Березин B. Л., Шадрин O. Б., Подводные трубопроводы, M., 1979; Капустин K. Я., Камышев M. A., Строительство морских трубопроводов, M., 1982. A. Ф. Суворов.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.