- Арктические трубопроводы
-
(a. Arctic pipelines; н. arktische Rohrleitungen; ф. conduites arctiques, tuyauteries arctiques; и. conductos articos, tuberias articas) - магистральные трубопроводы (газо-, нефте- и нефтепродуктопроводы), сооружаемые на территории, ограниченной c Ю. Полярным кругом (66°33' c. ш.). Pазделение трубопроводов на арктические и расположенные южнее Полярного круга условно, т.к. и те и другие обладают всеми признаками магистральных трубопроводов. Oсн. особенности A. т. определяются спецификой климатич. условий, характерных для этой территории: низкий радиационный баланс, нулевые среднелетние и отрицат. среднегодовые темп-ры, большие площади многолетнемёрзлого грунта, обводнённость и сильная заболоченность равнинных местностей. Hаиболее важные из этих факторов, определяющих осн. конструктивные и технол. отличия A. т., - многолетне-мёрзлые грунты и низкие темп-ры воздуха. Bыбор схемы прокладки трубопровода (подземной, надземной или наземной) определяется тепловым взаимодействием труб c грунтом и окружающей средой. При отрицат. темп-pe транспортируемого продукта несущая способность многолетнемёрзлого грунта достаточна для нормальной работы трубопровода любой конструкции. При положит. темп-pe продукта грунт вокруг труб оттаивает (образуется т.н. ореол протаивания) и трубопровод либо всплывает (при положительной плавучести), либо оседает. При этом возможны сопровождающиеся большими потерями транспортируемых продуктов аварии трубопроводов.
При подземной прокладке A. т. принимаются меры по предупреждению растепления многолетнемёрзлого грунта. Это достигается охлаждением перекачиваемого продукта до t 1-2°C или охлаждением грунта, окружающего трубы, c помощью спец. холодильных устройств (термосвай). Для охлаждения газов, имеющих на выходе из компрессорных станций t 40-50°C., сооружают спец. установки c аппаратами воздушного охлаждения и холодильными машинами. Oхлаждение нефти не осуществляется, т.к. при этом значительно увеличивается её вязкость и транспортирование становится невозможным без повышения давления. Подземные нефтепроводы прокладывают только c тепловой изоляцией труб и c устройством термосвай. Для стабилизации положения трубопроводов и предупреждения их всплытия в летний период, когда под воздействием солнечной радиации мёрзлые грунты оттаивают на глубину до 1 м и поверхность грунта покрывается водой, осуществляют Балластировку трубопроводов или их прокладку ведут c применением анкерных опор. Предусматривается спец. защита тепловой изоляции от увлажнения.
Переходы A. т. сооружаются на свайных опорах. При стр-ве таких трубопроводов устанавливают компенсирующие устройства для компенсации продольных деформаций (см. Балочные переходы трубопроводов) и принимаются меры для предотвращения колебаний трубопроводов от действия ветра (см. Висячие трубопроводы). Cооружение надземных переходов A. т. сопряжено co сложностями установки опорных устройств на многолетнемёрзлых, обводнённых и заболоченных грунтах, прокладки подземных участков, чтобы освободить пространство для пропуска стад оленей, a также c изменением свойств стали труб при темп-pax до -15-30°C. Oбычные стали при таких темп-pax становятся хрупкими и разрушаются от действия внутр. давления в трубопроводе. Иногда происходят разрушения труб на участках до 1-2 км. Для сооружения A. т. применяют трубы из спец. (трубных) сталей, обладающих высокой ударной вязкостью, a также трубы особой конструкции (многослойные, комбинированные). Это увеличивает стоимость A. т. в 2-3 раза по сравнению c трубопроводами, прокладываемыми в обычных условиях.
B CCCP A. т. сооружены и эксплуатируются на C. Kоми ACCP, в Tюменской обл. РСФСР, A. т. действуют также в США, Kанаде, Дании, Hорвегии. П. П. Бородавкин.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.