- Лента конвейерная
-
(a. conveyor belt; н. Fordergurt; ф. bande de convoyeur, bande transporteuse, tapis, courroie; и. banda transportadora, cinta transportadora, correa transportadora) - объединённый грузонесущий и тяговый орган ленточного конвейера. Осн. требования, предъявляемые к Л. к.: высокая продольная прочность, достаточная продольная и поперечная гибкость, устойчивость против абразивного износа и ударов падающих на неё при погрузке кусков груза, возможно малая продольная упругая и остаточная деформация. Пo типу воспринимающего продольные усилия каркаса Л. к. разделяются на резинотканевые и резинотросовые (рис.).
разрез резинотканевой (a) и резинотросовой (б) конвейерных лент">
Поперечный разрез резинотканевой (a) и резинотросовой (б) конвейерных лент.
Резинотканевыe Л. к. состоят из тканевых полотен, соединённых между собой тонкими резиновыми прослойками (сквиджами). Нити основы и уткб - из синтетич. (полиамидного) волокна c разрывной прочностью 100-400 H/мм ширины; кол-во прокладок от 3 до 8. Снаружи каркас ленты покрывается защитными резиновыми обкладками и бортами. Толщина верхней рабочей обкладки на Л. к. для транспортировки угля до 8 мм, для руды до 12 мм (в отд. случаях больше). При относительно лёгких условиях получают распространение одно- и двухпрокладочные цельнотканевые (моно- основная ткань) ленты, неподверженные расслаиванию, отличающиеся повышенной прочностью связей прокладки c обкладками, лучшей сопротивляемостью удару и меньшей стоимостью при той же продольной прочности.
Резинотросовыe Л. к. выпускаются шир. 800-2400 мм (в отд. случаях до 3200 мм), продольной прочностью 1500-6000 H/мм ширины ленты. Характеризуются повышенным сопротивлением пробою и незначит. продольным удлинением (до 0,5% длины ленты). Предельная продольная прочность резинотросовых Л. к. (ок. 10 000 H/мм ширины ленты) практически ограничивается тем, что при относительно небольшой длине кусков поставляемой ленты и соответственно большом числе стыков общая длина последних достигает 10% длины ленты. Это связано также c возрастанием относит. массы ленты (составляет до 20% массы лежащего на ней груза). Создание особо прочных Л. к. связано c применением синтетич. волокон (напр., "Аромид", имеющих примерно в 5 раз меньшую плотность и превышающих по разрывной прочности сталь). Расчёт Л. к. (по макс. натяжению) при разл. условиях эксплуатации ведётся c учётом необходимого запаса прочности (табл.).
Литература: ГОСТ 20-76. Ленты конвейерные резинотканевые. Технические условия. A. O. Спиваковский.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.