Канатная дорога

Канатная дорога
        (a. cable way; н. Seilbahn; ф. funiculaire, teleferique; и. transpoptador роr cable) - трансп. установка для перевозки грузов в подвесных вагонетках, а также пассажиров в подвесных вагонах и креслах по натянутому между конечными станциями и поддерживаемому на линии промежуточными опорами стальному канату. К. д. строят в горной, пересечённой и труднопроходимой местности, а также в городах и рабочих посёлках для создания наиболее экономичных, кратчайших трансп. связей между разл. объектами.         
По назначению различают К. д. грузовые, пассажирские и грузопассажирские; по устройству - двухканатные (один из канатов несущий, другой - тяговый) и одноканатные. К. д. бывают с кольцевым движением, при к-ром вагоны перемещаются по двум параллельным линиям подвесного пути всегда в одном направлении, и с маятниковым - на каждом пути подвешено по одному вагону, совершающему возвратно- поступат. движение между конечными станциями. Маятниковые К. д. подразделяются на одно- и двухпутные; в последнем случае вдоль трассы навешены два несущих каната для каждого пути и один тяговый, связывающий оба вагона.         
Первая грузовая К. д. (дл. 2 км) в СССР построена в 1922 на объекте Волховстроя. В сер. 80-х гг. в стране действует ок. 1 тыс. грузовых подвесных К. д. Значит. их часть сооружена в р-нах Грузии (Чиатурские марганцевые рудники), Армении (Каджаранский к-т), Азербайджана (Дашкесанский ГОК и др.), Сев. Кавказа (Тырныаузский к-т) и др.         
Грузовые К. д. в осн. строятся двухканатными с кольцевым движением вагонеток. По двум параллельным несущим (рельсовым) канатам (рис. 1) при помощи бесконечного тягового каната, огибающего на конечных станциях приводной и натяжной блоки, перемещаются вагонетки.
 Рис. 1. Схема грузовой канатной дороги с кольцевым движением вагонеток: 1 - несущие канаты; 2 - тяговый <a href=канат; 3 - приводной блок; 4 - натяжной блок; 5 - вагонетка; 6 - натяжные грузы; 7 - промежуточные опоры">
Рис. 1. Схема грузовой канатной дороги с кольцевым движением вагонеток: 1 - несущие канаты; 2 - тяговый канат; 3 - приводной блок; 4 - натяжной блок; 5 - вагонетка; 6 - натяжные грузы; 7 - промежуточные опоры.
        Концы несущих канатов на одной станции, обычно на верхней, закрепляются наглухо, а на другой к ним подвешивают натяжные грузы. При выходе со станции гружёные вагонетки автоматически с помощью спец. устройств сцепляются с тяговым канатом, а при входе отключаются. Длина грузовых К. д. практически неограничена (т.к. их могут образовывать последовательно соединённые самостоят. секции дл. 10 км и более). Напр., К. д. "Кристенберг - Булиден" (Швеция), служащая для транспортирования руды, имеет протяжённость 96 км. Производительность грузовых К. д. достигает 650 т/ч (иногда и более). Скорость передвижения вагонеток на таких К. д. до 5 м/с (обычно 2,5-3,5 м/с), вместимость до 3 т. При меньшей протяжённости трассы (ок. 3 км с углом наклона до 45°) строят двухканатные маятниковые грузовые К. д. с одной или двумя вагонетками, перемещающими грузы (до 150 т/ч) со скоростью 10 м/с. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью до 2,5 м/с. Движение обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог до 150 т/ч, наибольший угол наклона трассы 25°.         
На стр-ве разл. объектов используются лёгкие стационарные и переносные, одноканатные и двухканатные дороги (длиной не св. 2 км) с кольцевым и маятниковым движением вагонеток. Грузоподъёмность их на таких К. д. не превышает 500 кг, производительность (при кольцевом движении) 15-25 т/ч.         
Первая пассажирская К. д. в СССР построена в 1963 на одной из шахт Ткварчельского угольного м-ния (Груз. ССР). В нач. 80-х гг. в стране действовало 83 пассажирских К. д. общего назначения. Пассажирские К. д. строят двухканатными с кольцевым или маятниковым движением (одного или двух вагонов), а также одноканатными кресельными. На шахтах распространены одноканатные кресельные кольцевые К. д., используемые для перевозки горнорабочих по наклонным выработкам (в нач. 80-х гг. - 80 подземных кресельных К. д. в угольных шахтах).Принцип работы пассажирской маятниковой К. д. (рис. 2) заключается в пере- мещении вагонов по несущим канатам, закреплённым на верх. станции и натянутым контргрузами на нижней.
 Рис. 2. Схема пассажирской канатной дороги с маятниковым движением вагонов: 1 - несущие канаты; 2 - контргрузы; 3 - вагоны; 4 - приводной шкив; 5 - тяговый канат; 6 - натяжные шкивы с контргрузом; 7 - промежуточные опоры
Рис. 2. Схема пассажирской канатной дороги с маятниковым движением вагонов: 1 - несущие канаты; 2 - контргрузы; 3 - вагоны; 4 - приводной шкив; 5 - тяговый канат; 6 - натяжные шкивы с контргрузом; 7 - промежуточные опоры.
        Тяговый канат натягивается шкивом с контргрузом. На трассе К. д. те и другие канаты подвешивают на опорах. С 70-х гг. за рубежом применяют пассажирские К. д. с самоходными вагонами (с двигателем внутр. сгорания) с гусеничным ходом по несущему канату. Протяжённость К. д. до 12 км, разность уровней между станциями до 3 км, наклон трассы до 45°. Вместимость вагонов до 125 чел., пропускная способность маятниковых К. д. до 1000 чел./ч.         
Для повышения безопасности на ходовых тележках вагонов двухканатных К. д. с маятниковым движением устанавливают ловительные устройства, к-рые, взаимодействуя с несущим канатом, затормаживают вагон. С этой же целью строят К. д. с двумя тяговыми канатами. Для устранения опасности столкновения вагонов на опорных и приёмных площадках (в результате ветровых воздействий) используют активные гасители колебаний. Ежегодно в промышленно развитых странах вводится в строй св. 1 тыс. пассажирских К. д. В 1975 в мире действовало более 15 тыс. таких дорог. Действует междунар. орг-ция по пассажирским К. д. (ОИТАФ).         
Дальнейшее развитие К. д. связано с усовершенствованием устройств и элементов сооружения, повышением надёжности и долговечности их работы, внедрением автоматич. управления и др.

В.А.Каландадзе.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1984—1991.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Канатная дорога" в других словарях:

  • Канатная дорога — Канатная дорога …   Википедия

  • канатная дорога — Способ доставки пассажиров и грузов в горах с помощью кабеля на высоких мачтах, к которому крепятся кабины (маятниковая и гондольная дороги) или кресла (кресельная дорога) …   Словарь по географии

  • КАНАТНАЯ ДОРОГА — сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток, вагонов или кресел служит канат, натянутый между опорами. Пропускная способность пассажирской канатной дороги до 1000 чел. /ч, грузовых до 1000 т/ч,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • канатная дорога — сущ., кол во синонимов: 3 • воздушный мост (3) • канатка (3) • фуникулер (6) …   Словарь синонимов

  • КАНАТНАЯ ДОРОГА — (1) наземное транспортное сооружение с канатной тягой (см. ). Вагонетки с пассажирами или грузом передвигаются по узкоколейным рельсовым путям, уложенным на земле или на эстакаде, как правило, в сильно пересечённых местностях с крутыми уклонами в …   Большая политехническая энциклопедия

  • канатная дорога — 3.1 канатная дорога: Оборудование детской игровой площадки, на котором дети катаются вдоль троса под действием силы тяжести. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • канатная дорога — установка для перевозки грузов в подвесных вагонетках, а также пассажиров в подвесных вагонах и креслах по натянутому между станциями (опорами) стальному канату. Канатные дороги строят в горной, пересечённой и труднопроходимой местности, а также… …   Энциклопедия техники

  • КАНАТНАЯ ДОРОГА — см. в статьях Наземная канатная дорога, Подвесная дорога …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • канатная дорога — сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток, вагонов или кресел служит канат, натянутый между опорами. Пропускная способность пассажирской канатной дороги до 1000 чел./ч, грузовых до 1000 т/ч,… …   Энциклопедический словарь

  • Канатная дорога Мисхор — Ай-Петри — Канатная дорога  Мисхор  Сосновый Бор  Ай Петри  пассажирская канатная дорога, которая соединяет плато Ай Петри и Мисхор. Дорога строилась начиная с 1967 года[1]. Во время строительства пришлось менять проект из за того, что… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»