Железнодорожный путь

Железнодорожный путь
        (a. railway track; н. Eisenbahnweg; ф. voie ferree, chemin de fer; и. ferrocarril, via ferrea) - комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй для движения железнодорожного подвижного состава. Используется для перевозки разл. грузов как в пределах терр. горн. предприятий, так и вне её. Особую роль Ж. п. играют в качестве трансп. коммуникации на карьерах, где предназначаются для перевозки п. и. и вскрышных пород от экскаваторных забоев до пунктов разгрузки, а также хоз. и вспомогат. грузов. По условиям эксплуатации, расположению и конструкции Ж. п. делятся на стационарные (постоянные) и передвижные (временные). Стационарные пути укладывают на длит. срок (иногда на весь срок службы карьера). К ним относятся траншейные, поверхностные, станционные и вспомогат. Ж. п. Временные пути периодически перемещают на новую трассу в связи с подвиганием или развитием фронта горн. работ. Соответственно этому передвижные Ж. п. подразделяются на забойные (на добычных и вскрышных уступах), отвальные, скользящих съездов и соединительные внутрикарьерные. С учётом различия конструкции скорость движения по стационарным путям ограничивается 40-50 км/ч, по передвижным- 20-25 км/ч.         
Линия, определяющая положение оси Ж. п. в пространстве, наз. трассой, проекция её на горизонтальную плоскость - планом пути, а проекция развёрнутой трассы на вертикальную плоскость - продольным профилем. При необходимости преодолевать значит. разность отметок в пределах карьера трасса Ж. п. искусственно развивается, размещаясь на одном или обоих его бортах. Отд. отрезки трассы в этом случае соединяются тупиками или петлями. Наименьший радиус кривой в плане назначается в соответствии с типом подвижного состава. На стационарных Ж. п. миним. значение этого параметра 200 м, на передвижных - 80-100 м. Продольный профиль Ж. п. проектируется в виде плавной линии, состоящей из горизонтальных участков (площадок), наклонных участков (уклонов) и вертикальных кривых, соединяющих площадки с уклонами. Величина уклона Ж. п. измеряется в тысячных долях. Наибольший затяжной уклон, по к-рому устанавливается весовая норма поезда, наз. руководящим уклоном. Согласно правилам техн. эксплуатации величина его не превышает 45‰.         
Осн. элементы Ж. п. - нижнее и верхнее строения. К нижнему относятся земляное полотно или искусств. сооружения (путепроводы, мосты, трубы, тоннели), к верхнему - рельсы, скрепления, шпалы и балласт. Земляное полотно сооружается в виде выемок, насыпей, нулевых мест, полунасыпей, полувыемок. Характерной выемкой в карьерах является выездная траншея. Насыпи возводятся при отвалообразовании, полунасыпи и полувыемки - при нарезке уступов, проходке траншей или отсыпке отвалов на косогорах. Применяемый тип рельса определяется нагрузкой на ось подвижного состава, характеристикой пути, скоростью движения. Стандартная длина рельсов нормальной колеи 12,5 и 25 м. Для соединения их со шпалами используют промежуточные рельсовые скрепления (костыльные, шурупные, болтовые), для соединения рельсов между собой - стыковые скрепления в виде накладок, соединяемых болтами. От нагрузок на оси подвижного состава, грузонапряжённости линий, скорости движения, типа рельсов зависит число шпал на 1 км пути. При нагрузках на ось 250 кН и свыше для прямолинейных участков оно равно 1840, для криволинейных участков - 2000. Материалом для шпал служат дерево, железобетон и металл. Для колеи 1520 мм длина деревянных шпал 2,75 м, для колеи 750 мм - 1,5 м. Для снижения расхода деревянных шпал в карьерах выполняют мероприятия по увеличению срока их службы: пропитка, оковка торцов бандажами из полосового железа и др. Балласт, укладываемый на земляное полотно, обеспечивает распределение давления и смягчение ударов от подвижного состава. Материалом его служит щебень размером 20-70 мм, галька, гравий, крупнозернистый песок, хвосты обогащения, вскрышные породы. Толщина балластного слоя 0,25-0,4 м на стационарных путях и 0,15-0,25 м - на передвижных, расход балласта соответственно 1500-2000 м3/км и 600-1000 м3/км.         
Выбор конструкции верх. строения Ж. п. основывается на расчёте пути на прочность и на технико-экономич. оценке разл. возможных вариантов конструкции. Работы по содержанию и ремонту стационарных Ж. п. разделяются на текущее содержание, подъёмочный, средний и капитальный ремонты. Для передвижных Ж. п. выполняют две группы работ: текущее содержание и перемещение рельсошпальной решётки на новую трассу.         
Контроль за состоянием Ж. п. заключается в регулярной проверке ширины колеи, положения рельсов по уровню, наличия дефектов в рельсах, плотности скреплений.         
В связи с увеличивающимися нагрузками на ось подвижного состава применяют более тяжёлые рельсы, увеличивают число шпал и толщину балластного слоя. Для передвижных Ж. п. ведутся поиски конструкции безбалластного пути.

М. Г. Потапов.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1984—1991.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Железнодорожный путь" в других словарях:

  • Железнодорожный путь — с бетонными шпалами Железнодорожный путь  сложный комплекс линейных и сосредоточенных инженерных сооружений и обустройств, расположенных в полосе отвода, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй. Желе …   Википедия

  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ — см. Путь железнодорожный …   Большой Энциклопедический словарь

  • Железнодорожный путь — подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также… …   Официальная терминология

  • железнодорожный путь — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN railwaytrack …   Справочник технического переводчика

  • железнодорожный путь — Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационые, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе о …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • железнодорожный путь — см. Путь железнодорожный. * * * ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ, см. Путь (см. ПУТЬ железнодорожный) железнодорожный …   Энциклопедический словарь

  • Железнодорожный путь предприятия — железнодорожный путь необщего пользования, предназначенный для перевозок грузов предприятия и находящийся на его балансе. См. также: Основные средства Сухопутный транспорт Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Железнодорожный путь предприятия — – железнодорожный путь необщего пользования, предназначенный для перевозок грузов предприятия и находящийся на его балансе. [СНиП 2.05.07 91] Рубрика термина: ЖД транспорт Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • железнодорожный путь для транспортировки золы (на ТЭС) — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ash service track …   Справочник технического переводчика

  • Железнодорожный путь неправильный — неправильный железнодорожный путь железнодорожный путь, по которому осуществляется движение поездов в направлении, противоположном специализированному направлению;... Источник: Приказ Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (ред. от 13.06.2012) Об… …   Официальная терминология


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»