- Железнодорожная цистерна
-
(a. tank cars; н. Eisenbahnkesselwagen; ф. wagons-citernes; и. vagon-cisternas, vagones tanque) - ёмкость для перевозки жидких грузов (нефти, бензина, масел и др. нефтепродуктов, сжиженных газов, кислот, едких и ядовитых жидкостей и др.) по жел. дороге. Различают Ж. ц. специальные (транспортируют один вид груза) и специализированные (транспортируют разные виды грузов, цистерна перед сменой груза каждый раз зачищается). Ж. ц. - спец. ж.-д. вагон, состоящий из горизонтального котла с эллиптич. днищами, смонтированного на жёсткой раме с вагонными тележками. В верх. части Ж. ц. имеют одну или две горловины, предназначенные для заполнения Ж. ц., а также осмотра и ремонта внутр. полости котла. Кроме того, они оборудуются площадками, наружными и внутр. лестницами, а также, как правило, ниж. сливными приборами и предохранит. устройствами. Ж. ц. для перевозки сжиженных газов наливаются и опорожняются через спец. трубы с вентилями, установленными на крышке горловины резервуара; там же расположены пружинный предохранит. клапан, вентили контроля заполнения и опорожнения цистерны, а также подачи и отбора паровой фазы. Ж. ц. для перевозки вязких грузов оборудованы паровой рубашкой для быстрого разогрева и слива продукта. Ж. ц. изготавливаются из материалов, химически нейтральных к транспортируемому грузу (нержавеющие стали, алюминий и его сплавы, стеклопластики, стали с внутр. защитным покрытием или без него). В СССР распространены четырёхосные Ж. ц. грузоподъёмностью 60 Т. А. Д. Прохоров.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.