- Драга
-
(от англ. drag * a. dredge; н. Schwimmbagger; ф. drague, noria de reprise; и. draga) - плавучий горно-обогатит. комплекс для разработки обводнённых м-ний полезных ископаемых (преим. россыпных). Д. оснащена рабочим органом для добычи продуктивных пород из-под воды, промывочно-обогатит. агрегатами для их обогащения, извлечения ценных минералов и транспортно-отвальным оборудованием для укладки пустых пород (хвостов промывки) в отвал. Использование Д. для добычи золота (одночерпаковой рычажно-ковшевого типа) впервые начато в 1863 в Новой Зеландии. В 1882 построена первая двухстреловая (типа механич. лопаты) Д., в 1895 - многочерпаковая электрическая 150-литровая (с бесконечной цепью) Д. Первая Д. со сплошной черпаковой цепью, возможностью канатно-свайного маневрирования и централизов. системой управления (Д. калифорнийского типа) - прототип совр. многочерпаковых Д. - выпущена в 1899 амер. фирмой "Bucyrus-Erie Со". Наибольшее развитие драгостроение получило в 30-40-е гг. 20 в. (действующий дражный флот капиталистич. стран включал ок. 400 Д.).
В России первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Нидерландах золотопромышленником П. П. Гудковым землечерпалки, сооружена в 1893 на сибирском прииске "Рождественский" в долине р. Кудача. С 1900 Невьянский з-д на Урале приступил к выпуску отечеств. Д. (первая - на деревянном понтоне с черпаками вместимостью 113 л наз. "Пётр Яковлев"), с 1903 - Путиловский з-д, Д. к-рого (с черпаками 100 и 150 л) превосходили как отечественные, так и зарубежные образцы. Пионер советского драгостроения - з-д "Красный путиловец" (г. Ленинград) в 1926-30 изготовил 20 электрич. Д. с черпаками 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт этого оборудования. Наибольшего развития драгостроение в СССР получило со 2-й пол. 40-х гг. В 1951 созданы первые отечеств. алмазодобывающие Д., а затем Д. для разработки титансодержащих и редкометалльных россыпей. Совр. Д. подразделяются на два класса - континентальные и морские. Состоят они из плавающего судна, на к-ром размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройство, обогатит. оборудование и др. Континентальные Д. предназначены для разработки материковых россыпей, обычно приуроченных к зоне распространения современных либо древних (погребённых) речных систем. Эти Д. монтируются, как правило, на плоскодонном судне (понтоне). Морские Д. используются для разработки россыпных (рыхлых осадочных) м-ний, залегающих в прибрежной или глубинной зоне акваторий морей и крупных озёр. Они обычно монтируются на килевых (реже плоскодонных) самоходных либо буксируемых судах. В отличие от континентальных Д. у морских отсутствуют отвалообразователь (стакер) и сваи. Д. обоих классов оснащают стационарным промывочно-обогатит. оборудованием (наиболее распространённый вариант), смонтированным непосредственно на судне (рис. 1), или эксплуатируют их в комплексе с обособленной береговой либо плавающей обогатит. установкой.
колосниковый грохот; 3 - барабанный грохот; 4 - шлюз уловителя; 5 - барабанный грохот-бочка; 6 - распределитель; 7 - галечный лоток; 8 - транспортёр стакера; 8, 9 - шлюз с подвижным резиновым покрытием; 10 - хвостовая колода; 11-12 - самородкоулавливающий шлюз; 13 - шлюз для улавливания крупного золота; 14 - классификатор; 15 - грохот; 16 - контрольный шлюз; 17 - зумпф пескового насоса; 18 - песковой насос; 19 - бункер концентрационного стола; 20 - концентрационный стол; 21 - элеватор; 22 - шаровая мельница; 23 - амальгаматор непрерывного действия; 24 - шлюз амальгамационный">
Рис. 1. Типовая технологическая схема обогащения золотоносных песков на драге: 1 - заволочный люк; 2 - колосниковый грохот; 3 - барабанный грохот; 4 - шлюз уловителя; 5 - барабанный грохот-бочка; 6 - распределитель; 7 - галечный лоток; 8 - транспортёр стакера; 8, 9 - шлюз с подвижным резиновым покрытием; 10 - хвостовая колода; 11-12 - самородкоулавливающий шлюз; 13 - шлюз для улавливания крупного золота; 14 - классификатор; 15 - грохот; 16 - контрольный шлюз; 17 - зумпф пескового насоса; 18 - песковой насос; 19 - бункер концентрационного стола; 20 - концентрационный стол; 21 - элеватор; 22 - шаровая мельница; 23 - амальгаматор непрерывного действия; 24 - шлюз амальгамационный.
Классифицируют Д. также по роду энергии приводных механизмов - электрические, дизель-электрические, дизельные и паровые; по способу передвижения (маневрирования) в забое - канатные, канатно-свайные, канатно-якорные; по возможной глубине выемки пород ниже уровня воды - мелкого черпания (до 6 м), ср. глубины черпания (до 15 м), глубокого черпания (до 50 м) и сверхглубокого черпания; по роду драгирующего агрегата - черпаковые с жёсткой рамой (одночерпаковые типа мехлопаты, многочерпаковые роторные и шарнирно-цепные со сплошной и прерывистой черпаковой цепью), черпаковые канатные (одночерпаковые с грейферным или драглайновым ковшом, многочерпаковые канатно-цепные), гидро- и пневмовсасывающие (землесосные, землесосные с механич. или гидравлич. разрыхлителем, эжекторные, эрлифтные, землесосные с погружными насосами). Рациональная область применения Д. разл. типов (по макс. глубине выемки продуктивных пород ниже уровня воды): для многочерпаковых роторных и жёсткорамных со сплошной и прерывистой цепью черпаков - 50 м; землесосных с механич. или гидравлич. разрыхлителем - 80 м; эрлифтных (пневмовсасывающих) - 200 м; грейферных - 250 м; драглайновых и многочерпаковых канатно-цепных - 1500 м; эжекторных (гидровсасывающих) и землесосных с многоступенчатым подъёмом погружными насосами - 4600 м.
вид электрической драги модели 250Д (250 л); 1 - понтон; 2, 3 - соответственно передняя и задняя мачты; 4 - надстройка; 5 - драгерское помещение; 6 - черпаковая рама; 7 - подвес черпаковой рамы; 8 - черпаковая цепь; 9 - нижний черпаковый барабан; 10, 11 - соответственно ведущие ролики носовых (12) и кормовых (13) маневровых канатов; 14 - свая; 15 - отвалообразователь (стакер); 16 - хвостовые колоды; 17 - береговой мостик (трап); 18 - силовой (береговой) кабель; 19 - консоль для подвески силового кабеля; 20 - мостовой кран; 21 - вспомогательный кран на передней мачте">
Рис. 2. Общий вид электрической драги модели 250Д (250 л); 1 - понтон; 2, 3 - соответственно передняя и задняя мачты; 4 - надстройка; 5 - драгерское помещение; 6 - черпаковая рама; 7 - подвес черпаковой рамы; 8 - черпаковая цепь; 9 - нижний черпаковый барабан; 10, 11 - соответственно ведущие ролики носовых (12) и кормовых (13) маневровых канатов; 14 - свая; 15 - отвалообразователь (стакер); 16 - хвостовые колоды; 17 - береговой мостик (трап); 18 - силовой (береговой) кабель; 19 - консоль для подвески силового кабеля; 20 - мостовой кран; 21 - вспомогательный кран на передней мачте.
В нач. 80-х гг. наибольшее применение в СССР и за рубежом получили электрич. и дизель-электрич. многочерпаковые Д. с жёсткой рамой и черпаками вместимостью 50-700 л (рис. 2), эксплуатируемые на прибрежно-морских и континентальных россыпях золота, платины, олова, редких металлов и алмазов с глубиной залегания до 50 м ниже уровня воды Модели отечеств. Д.: 80Д, 150Д, 250Д, 600Д, ОМ-431 и др. (номинальная вместимость черпаков 80-600 л). Ср часовая производит. Д. 100-550 м3.
Развитие драгостроения идёт по пути макс. унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизир. управления, контроля и дистанционного надзора за технол. процессами и др. Д., применяемые за рубежом, по своим конструкциям аналогичны отечественным. Литература: Лешков В. Г., Современная техника и технология дражных работ, М., 1971; его же, Теория и практика разработки россыпей многочерпаковыми драгами, М., 1980. В. Г. Лешков.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.