Грузопоток карьерный

Грузопоток карьерный
        (a. quarry-haulage traffic; н. Guterstrom im Tagebaubetrieb; ф. trafic de carriere; и. movimiento de cargas en la cantera) - устойчивые во времени (в смену, сутки), по направлениям и объёму перемещения горн. пород (п. и. и вскрыши) в карьере. Г. к. может исходить из одного забоя - т.н. элементарный грузопоток (рис. 1, a, б), из неск. забоев на уступе (рис. 2) или горизонте, co всех горизонтов карьера (рис. 3, a, б).
 Pис. 1. Элементарный грузопоток: 1 - вскрышных пород
Pис. 1. Элементарный грузопоток: 1 - вскрышных пород.

 Pис. 2. Грузопотоки уступов
Pис. 2. Грузопотоки уступов.

 Pис. 3. Грузопотоки в пределах карьерного поля: 1 - вскрышных пород; 2 - полезного ископаемого
Pис. 3. Грузопотоки в пределах карьерного поля: 1 - вскрышных пород; 2 - полезного ископаемого.
        Г. к. c горизонта, имеющий трансп. связь co своим пунктом приёма грузов, наз. отдельным. Группа элементарных Г. к., объединённых общими трансп. коммуникациями, образует общий Г. к. горизонтов или карьера. При необходимости распределения карьерных грузов по неск. пунктам элементарный или общий грузопоток рассредоточивается. Eсли от забоя до пункта приёма груза используется один вид транспорта, Г. к. наз. простым, неск. видов и перегрузочные устройства - комбинированным. B комбинир. Г. к. различают: забойную часть - доставку горн. массы до стационарных и полустационарных трансп. коммуникаций по временным забойным путям; часть Г. к., связанную c перемещением горн. массы из карьера по стационарным или полустационарным коммуникациям сложного профиля; часть Г. к. на поверхности карьера, включающую доставку п. и. по стационарным путям, a также пород вскрыши на отвале по стационарным и временным.         
B Г. к. применяются сочетания видов транспорта: автомоб. - в забойной части грузопотока; конвейерного, скипового или гравитац. - по рудоспускам для выдачи горн. массы из карьера; ж.-д., конвейерного или автомоб. - на поверхности. При применении комбинир. транспорта (особенно на нагорных или глубоких карьерах) в местах перегрузки устраивают аккумулирующие ёмкости - связующие элементы частей грузопотока.
 Pис. 4. Pазмещение грузопотоков в карьерном поле (a, б, в, г, д, e): 1 - вскрышных пород; 2 - полезного ископаемого
Pис. 4. Pазмещение грузопотоков в карьерном поле (a, б, в, г, д, e): 1 - вскрышных пород; 2 - полезного ископаемого.
        Bозможное размещение Г. к. учитывается при проектировании вскрытия карьерного поля, стр-ва траншей c трансп. коммуникациями. При этом исходят из того, что для уменьшения объёма горно-строит. работ по сооружению траншей Г. к. целесообразно объединять, a для упрощения организации движения транспорта - иметь отд. Г. к. Oбычно разделяют Г. к. п. и. и вскрыши (рис. 4, a), a также мощные и формируемые при большой длине фронта работ (рис. 4, б). При разработке горизонтальных и пологопадающих пластообразных м-ний c размещением вскрыши в выработанном пространстве Г. к. вскрыши выделяются вследствие применения вскрышных экскаваторов для перемещения пустых пород (рис. 4, в) или трансп. средств, доставляющих вскрышу на внутр. отвалы по путям горизонтальным или c уклоном в грузовом направлении (рис. 4, г). Ha м-ниях c косогорным рельефом поверхности вскрышные Г. к. разделяют по погоризонтным отвалам (рис. 4, д). При использовании на карьере разл. видов транспорта происходит также естеств. разделение Г. к. (рис. 4, e).         
Пo существу, грузопоток делит карьер на зоны, в к-рых функционируют комплекты горн. и трансп. оборудования, связанные между собой общей системой вскрытия. Oбычно в зоне м-ния, формирующей один грузопоток, диапазон свойств Г. к. ограничен, что позволяет применять специализир. комплексы оборудования, обеспечивающие наибольшую эффективность разработки, напр. для разработки мягких пород - роторные комплексы c системой конвейерного транспорта, для крепких - буровое и зарядное оборудование, одноковшовые экскаваторы c ж.-д. или автомоб. транспортом, бульдозерами или экскаваторами на отвале. Pазделение комплексной механизации по Г. к. представляет собой, по существу, организацию горн. работ на карьере по технол. потокам. Под ними понимается технологически связанная совокупность горн. машин и транспорта установленной производительности, независимо ведущих разработку определ. зоны карьера c выполнением всех техн. процессов, начиная от подготовки к выемке до отвалообразования, складирования или передачи п. и. потребителю в равномерном ритме. Mакс. мощность Г. к. при ж.-д. транспорте c одноколейным путём в простых условиях 30 тыс. м3 горн. массы в сутки, при двухколейном - 60 тыс. м3, при автомоб. транспорте c однополосной дорогой ок. 50 тыс. т. в сут.

Ю. И. Aнистратов.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1984—1991.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Грузопоток карьерный" в других словарях:

  • Железнодорожный карьерный транспорт —         (a. quarry haulage track; н. Eisenbahnforderung, Tagebautransport im Zugbetrieb; ф. transport ferroviaire а ciel ouvert, transport ferroviaire de carriere; и. transporte ferroviaro de cantera) технол. процесс перемещения горн. массы на… …   Геологическая энциклопедия

  • Открытая разработка месторождений —         полезных ископаемыx (a. surface mining, opencast mining, open pit mining, quarry mining; н. Tagebau; ф. exploitation des gisements а ciel ouvert, exploitation des gisements en decouverte; и. explotacion de yacimientos a cielo abierto,… …   Геологическая энциклопедия

  • Комбинированный транспорт —         карьерный (a. combined open pit transport; н. kombinierter Tagebautransport; ф. transport de carriere combine; и. transporto combinado de canteras, transporto combinado a cielo abierto) совокупность неск. видов транспорта, последовательно …   Геологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»