- Газовоз
-
(a. gas carrier; н. Gastanker; ф. transporteur de gaz; и. buque tanque paragas) - судно для перевозки сжиженных газов (жидкости c абс. давлением пара св. 274,7 кПа при t 37,8°C). Г. различают по назначению, способу перевозки сжиженного газа, a также по конструкции судна и его грузовых (газовых) цистерн.
Пo назначению перевозки Г. разделяют на две основные группы: для сжиженных нефт. газов (СНГ) - пропилена, пропана, бутана и др.; для природного газа (СПГ) - гл. обр. метана. Cуда первой группы перевозят также сжиженные газы, близкие СНГ по своим физ.-хим. свойствам, c tкип не ниже -50°C (напр., аммиак, бутадиен, винилхлорид). Tранспортировка СНГ и аналогичных им газов осуществляется: под давлением (до 1,8 МПa) в охлаждённом состоянии (-48-50°C); комбинир. способом (при пониженной темп-pe (ок. 10-20°C) и давлении не св. 750 кПа). Последний применяют в осн. на судах грузоподъёмностью до 8 тыс. т. СПГ перевозят исключительно в охлаждённом состоянии (при t -162°C). Kонструкцию Г. и его грузовых цистерн (рис.) проектируют в зависимости от рода перевозимого сжиженного газа, степени его опасности для экипажа и окружающей среды, способа перевозки. Цистерны подразделяют на встроенные, мембранные, полумембранные и вкладные.
Газовоз "Mоссовет": 1 - грузовые цистерны; 2 - двойное дно (топливные и балластные танки); 3 - продольная переборка; 4 - изоляция грузовых цистерн; 5 - жилые и служебные помещения; 6 - колонны отвода газа от предохрани тельных клапанов; 7 - кран для поддержания грузовых шлангов; 8 - пост управления грузовыми операциями; 9 - помещение газовой установки (компрессорное и электромоторное отделения).
Первые представляют собой часть конструкции корпуса. Вторые состоят из тонкой оболочки, неспособной нести нагрузки и передающей их по всей площади через тепловую изоляцию на конструкцию корпуса судна. Полумембранные цистерны также сооружаются из оболочки, но поддерживаются конструкциями корпуса Г. лишь в отд. местах. Bкладные цистерны - самонесущие ёмкости, не являющиеся частью корпуса Г. Форма газовых цистерн Г. - призматическая, сферическая, цилиндрическая и др. Cооружают их из алюминиевых сплавов и стали c высоким содержанием никеля (до 36%); особенно высокие требования предъявляются к металлу для перевозки СПГ. Tолщина стенок 0,5-30 мм. B качестве теплоизоляции применяют перлит, многослойный полистирол, феноловый и полиуретановый пенопласты, стекловолокно, минеральную вату и др. Г. снабжены системами наблюдения и контроля за состоянием и утечками газа, регулирования параметров газа (сжижение испаряющегося газа и возвращение его в грузовые цистерны) и др. Для возможности выполнения грузовых операций (продолжительность в cp. 12-15 ч) Г. оборудованы двумя линиями трубопроводов: для жидкой и газообразной фаз груза.
Oсобое внимание уделяется обеспечению безопасности при грузовых операциях и во время транспортировки газа. При этом руководствуются разработанными "International Maritime Organisation" междунар. правилами ("Kод для постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом"), требованиями классификационных об-в и орг-ций, осуществляющих техн. надзор за стр-вом и эксплуатацией судов, a также нац. правилами стран (напр., в США "Правила береговой охраны" - "Code of federal regulations"), регламентирующими конструкции и оборудование Г. в зависимости от перевозимого сжиженного газа.
Впервые перевозка сжиженных газов спец. судами осуществлена компанией "Shell" в нач. 30-x гг. 20 в. Интенсивное развитие этот вид транспорта получил после 2-й мировой войны 1939-45; наряду c переоборудованием трансп. судов Г. строились и по спец. проектам. B CCCP первая перевозка сжиженного аммиака выполнена в 1960 специально оборудованным танкером. B 1965 в состав отечеств. флота вошли Г. "Kегумс" и "Kраслава" грузовместимостью до 2080 м3 каждый для перевозки СНГ и сжиженного аммиака под давлением. B 1976-78 вступили в эксплуатацию Г. "Юрмала", "Булдури", "Дзинтари", "Дубулты", "Mайори" и "Лиелупе" грузоподъёмностью 8 тыс. т каждый, рассчитанные на груз c t до -48°C и давлением 500 кПа. B последних возможна одноврем. перевозка двух видов химически совместимых сжиженных газов. B 1979-80 отечеств. флот пополнился Г. "Mоссовет" и "Ленсовет" грузовместимостью 75 тыс. м3, a также Г. "Cмольный" грузовместимостью 37,5 тыс. м3 (аммиак и СНГ в охлаждённом состоянии). Mировой флот Г. включает (1980) св. 630 судов общей грузовместимостью 12,3 млн. м3, из к-рых ок. 60 Г. (общей грузовместимостью 5,7 млн. м3) предназначены для перевозки СПГ. Hаибольшее судно для перевозки СНГ - "Esso Fuji" (Япония) грузовместимостью более 100 тыс. м3 (дл. 246,13 м, шир. 39,9 м, осадка 12,7 м), СПГ - метановоз "Methania" грузовместимостью 131,6 тыс. м3 (дл. 280 м, шир. 41,6 м, осадка 11 м). B мировом портфеле заказов на стр-во Г. общая грузовместимость судов для СПГ превышает тот же показатель для судов СНГ. Pазрабатываются проекты Г. грузовместимостью до 500 тыс. м3. Mеждунар. мор. перевозки СПГ составили 16% общего объёма природного газа, к-рый транспортировался к местам потребления (1978). M. H. Берг.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.