- Дейр-эль-Бахри
- Дейр-эль-Бахри
-
Дейр-эль-Бахри — исторический памятник в Верхнем Египте (см. Египет), на западном берегу Нила, в районе Фив (см. Фивы) (современный Луксор). Скальная местность, оформленная двумя известными древними архитектурными ансамблями: заупокойным храмом Ментухотепа II (XI династия, 21 в. до н. э.) и заупокойным храмом царицы Хатшепсут (XVIII династия, первая половина 15 в. до н. э., архитектор Сененмут).
Заупокойный храм Ментухотепа II (XI династия; 21 в. до н. э.), который совмещал в своем строении принципы мастабы, пирамиды и колоннады, практически не сохранился. Менее чем в 100 м от комплекса Ментухотепа у самого подножия скал Дейр эль-Бахри, в самой глуби фиванского некрополя очень хорошо сохранился заупокойный храм знаменитой царицы Хатшепсут, на протяжении многих лет будившей фантазию романистов и загадывавшей египтологам новые загадки.
После смерти отца — Тутмоса I — Хатшепсут вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II. После его смерти которого в довольно раннем возрасте, единственным наследником оставался малолетний Тутмос III, сын одной из младших жен фараона. Хатшепсут от его имени правила государством и держалась на троне в течение 22 лет. Смерть Хатшепсут остается загадкой и до сих пор. Не была идентифицирована и ее мумия. Не подтверждена и версия, будто она была убита своим зятем и племянником Тутмосом III. Несомненным является то, что он, став правителем, поспешил удалить изображение Хатшепсут со всех памятников и храмов, заменив его своим. Сененмут, архитектор и, как полагают некоторые, любовник Хатшепсут, и построил у подножия 300-метровой скалы погребальный храм.
На самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 м, с обеих сторон охранялся раскрашенными яркими красками сфинксами из песчаника. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы.
Этот храм был чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, портики (крытые помещения с колоннами) и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами — наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на две части (северную и южную). Изображения рельефов на стенах храма отражают мировосприятие древних египтян, идею единства Верхнего и Нижнего Египта, историю божественного рождения Хатшепсут, о знаменитой экспедиции в страну Пунт.
По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова — священное животное богини Хатхор. Верхняя часть храма посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.
Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила «из любви к отцу своему Амону». Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.
После смерти Хатшепсут по приказу Тутмоса III были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут. Тем не менее, ее храм оставался важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время в святилище Дейр эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу. Надежда исцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий.
В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины. К сожалению, коптские монахи — в некоторые периоды храм служил христианским монастырем — уничтожили большинство настенных росписей. Планомерные исследования этого района начались в 1891 г., многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. В 1875 г. крестьяне случайно натолкнулись на тайник с мумиями, расположенный в скалах над храмом. Так было обнаружено большинство мумий фараонов XVII-XX династий, считавшихся безвозвратно утраченными. Жрецам удалось сберечь их в тайниках.
Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.
.