- Аюттхая
- Аюттха́я
-
(Ayutthaya), Аютия, офиц. Пра-Накхон-Си-Аюттхая, Крунг-Као (на языке таи – "старая", или "древняя столица"), город в Таиланде, на р. Пасак при впадении её в один из рукавов р. Менам, на о-ве, пересечённом каналами, в 76 км к С. от Бангкока. 57 тыс. жителей (1992). Основан в XIV в.; в 1350–1767 гг. – столица тайского гос-ва Аютия (в XVI–XVII вв. центр посреднической торговли между Индией и странами Дальнего Востока); в 1767 г. разрушен бирманцами, в XIX в. отстроен вновь. Сохранились руины дворца, буддистских пагод со святилищами, залами и статуями (XIV–XVIII вв.). Пищ. (рис, вино, рыбные и овощные консервы) пром-сть, шинный завод. Худож. ремёсла: изготовление красочных опахал, изделий из чернёного серебра. Рыб-во. Торг. центр рисоводческого района.
Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория. Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. 2006.
- Аюттхая
-
Аюттхая (Аютия, Пра-Накхон-Си-Аюттхая) (Ayutthaya, ок. 100 тыс. жит.) — город в Таиланде, в низовьях реки Менам-Чао-Прая, в 70 км к северу от Бангкока вверх по течению реки Менам. Самая красивая древняя столица Сиама (14—18 вв.).
Город был основан в 14 в. в месте слияния трех рек — Менама с притоками. Столица государства Аютии в 1350—1767 годах. Аюттхая была столицей Сиама и свидетельницей царствования тридцати королей, все они оставили свой след в строительстве города. В эпоху своего расцвета в 17 в. была одной из крупнейших столиц мира. До своего падения в 1767 г. Аюттхая насчитывала 800 тыс. жителей. Все иноземцы селились по своим кварталам. Так, в Аюттхае была своя Литл-Индия, Чайнатаун, японский анклав, существовали и кварталы для европейцев — португальцев, французов, голландцев. До падения в Аюттхае насчитывалось 400 храмов, 3 дворца, 12 км крепостной стены, 17 небольших крепостей, расположенных на стратегически важных участках, и 100 городских ворот. В городе было также проведено 50 км каналов, за что он получил название Восточной Венеции.
Центром Аюттхаи является остров (площадь 2,5 на 4,4 км), окруженный тремя реками: Менамом с юга и запада, Лопбури с севера и Пасак-Ривер с востока. Остров окружает улица У-Тхонг-роуд (U Thong Road). Остров разделен на две части: старую и новую. Их разделяет улица Чи-Кун-роуд (Chi Kun Road), она же делит остров с севера на юг. В восточной части острова расположен новый город со всеми отелями и гостиницами, а в западной части — старый город. Развалины необыкновенно красивы — сказочные храмы, изящные башни пагод и ступ в форме цветка лотоса или колокола из сырого или обожженного кирпича, украшенные причудливыми изображениями. Первое, что предстанет перед глазами туриста, — это один из старейших буддийских храмов 9 в. Там почти все пространство занято огромной позолоченной статуей сидящего Будды. Это очень почитаемое верующими место. Далее другой старинный монастырь, в котором также лежит огромный Будда. Верующие здесь покупают тоненькие листочки сусального золота и наклеивают их на статую Будды. Это своеобразное подношение Будде. Недалеко отсюда есть печальное место — «Памятник любви». Это воспоминание о королеве, одной из жен короля Рамы V. Лодка, на которой она плыла, перевернулась, а королева утонула, поскольку не умела плавать, и никто не решился спасти ее, потому что прикосновение к королевской особе даже с самыми благими намерениями влекло за собой смертную казнь.
Большой дворец — Ванг Луанг. С севера территорию дворца ограничивает река Лопбури, а вокруг его развалин проложены аллеи. Наиболее старая часть дворца относится к периоду царствования короля Трайлока (1448—1488). Потом с годами к дворцу пристраивались другие части. В Санпет Прасат располагались залы приема почетных гостей, в частности послов. За проплывающей по реке Лопбури королевской флотилией наблюдали из зала Сурият Амарин, а за военными парадами и другими процессиями — из Чакрават Пайячон. А Банионг Раттанат, построенный у воды, был местом для отдыха и медитации.
В экспозиции Национального музея Чанкасем (Chankasem National Museum) совсем немного древних экспонатов. Ванг Ланг (задний дворец) расположен около западной стены, где теперь находится гидролизный завод. Изначально здесь находился парк для прогулок королевской семьи, позднее здесь же были возведены апартаменты для ее членов. Здесь находится чеди королевы Си Суриятай, которая умерла с оружием в руках, сражаясь против бирманцев. На территории дворца расположен Ват Пра Срисанпет (Ват Сри Санпхет) (Wat Sri Sanphet, кон. 15 — нач. 16 вв.) — бывшая королевская часовня. Это наиболее значительный и красивый храм Аюттхаи. Возле него находятся три чеди, возведенные в честь первых трех королей Аюттхаи. В этом же храме находилась статуя Будды (16 м), покрытая золотыми пластинами весом 263 кг. Бирманцы повредили статую и захватили золото. Статую забрал в Бангкок Рама I и поместил ее в чеди с зеленой мозаикой Ват-По.
На площади Пхра-Мане, как и на Санам-Луанг в Бангкоке, проходили королевские церемонии. Там располагался вихарн (зал для принесения клятв) со статуей сидящего Будды (22 м). Бирманцы захватили золото и подожгли вихан. С 15 в. до 1956 г. статуя простояла под открытым небом до тех пор, пока для ее защиты не был сооружен новый храм Вихан Пхра Монкхол Бопитр (Viharn Phra Monkhol Bophitr). Сегодня на этой площади многочисленные магазины торгуют сувенирами.
Ват Ратчабурана (Wat Patchaburana) сооружен королем Боромарачей II (1424—1448). Сначала коротль возвел два еще сохранившихся могильных кургана для погребения праха двух своих старших братьев Аи и Ей, которые убили друг друга во время дуэли верхом на слонах. Позднее был сооружен величественный пранг (четырехугольная башня), который неплохо сохранился. Внутри пранга находится сотня тысяч ритуальных табличек, а на стенах сохранилась живопись тех времен.
Ват Махатхат (Wat Mahathat) расположен напротив предыдущего и не менее интересен. Его сооружение относится ко временам Боромарачи I (1370—1388). Над ним сначала возвышался пранг (46 м), который позднее обрушился и был восстановлен в 1633 г. высотой 50 м и тут же снова разрушен бирманцами. В 1956 г. во время раскопок его фундамента было обнаружено много ритуальных предметов из золота. На сегодняшний день сохранилось несколько прангов и чеди, около одного из них находится прислонившаяся к нему статуя Будды, а также многочисленные поврежденные статуи Будды, стены и колонны. Здесь же можно увидеть и забавную голову Будды, врытую среди корней священного фикуса.
Ват На Пхра Меру (Wat Na Phra Mehru) расположен за пределами острова. Памятник состоит из двух частей: часовни (бота) и вихана. Часовня представляет собой белое здание с колоннами, внутри которого находится статуя Будды в стиле Аюттхаи. Это сооружение выполнено в хорошем классическом стиле той эпохи. Зато справа находится настоящий шедевр. В небольшом вихане можно увидеть настоящий шедевр — статую сидящего на троне Будды с руками на коленях, выполненную из черного камня в стиле Дваравати. Потрясают чистота пропорций и совершенство мастерства исполнения статуи, ее королевская осанка и несколько насмешливое спокойствие, все это подчеркнуто узким пространством, на котором она расположена. В Национальном музее Чао Сам Прайя (Снао Sam Phraya National Museum) можно увидеть сокровища храмов Ват Ратчабурана и Махатхат.
Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.
.