- Катманду
- Катманду
-
столица Непала. Название города объясняется из наименования одного из его многочисленных храмов Кастхамандап - 'построенный из дерева'. См. также Непал
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.
- Катманду́
-
(Kathmandu), столица Непала, на р. Багхмати, в Гималаях, на высоте 1360 м. 697 тыс. жителей (2001). Известен с 723 г. под названием Кантипур, когда сюда была перенесена столица из Патана. Столица централизованного непальского гос-ва с 1769 г. Подвержен сильным землетрясениям (пострадал в 1833 и 1934 гг.). Архит. памятники: деревянная пагода Катх Мандир (1596), комплекс дворцов и храмов Хануман Дхока (XV–XVIII вв.), дворец Сингха Дарбар (неоклассика, начало XX в.). Много древних индуистских храмов (Пашупатинатх, заложен в XIII в.) и буддистских культовых сооружений (ступа Бодхнатх и комплекс Сваямбхунатх, III в. до н. э., перестроен в VIII–IX вв.). Ун-т, Королевская Академия, Ассоциация изящных искусств, нац. театр и музей. Много совр. гостиниц, развит иностранный туризм. Центр худож.-ремесленного пр-ва, небольшие кож., текст., гончарные пр-тия, добыча мрамора. Узел автомобильных дорог, междун. аэропорт.
Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория. Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова. 2006.
- КАТМАНДУ
-
НЕПАЛ
В плодородной долине между хребтом Махарабхат и Большими Гималаями на реке Багхмати (бассейн Ганга), на высоте 1360 метров над уровнем моря расположен жизненный центр и столица Непала - город Катманду. Он находится в непосредственной близости с двумя другими крупнейшими городами страны - Лалитпуром, или Патаном, и Бхактанпу-ром. Население столицы составляет около 363000 жителей.
Катманду был основан в 723 году и долгое время принадлежал народу невар. До XVI века он носил иное название: Кантипур, а в 1768 году город захватили гуркхи и сделали его своей столицей. Отсюда с 1846 по 1950 год Непалом управляла семья наследственных премьер-министров Рана. В 1934 году город сильно пострадал от землетрясения.
Катманду является крупнейшим городом страны и ее административным, экономическим и культурным центром. Это большой транспортный узел, в котором пересекаются главные железнодорожные и автомобильные магистрали региона. Здесь также находится международный аэропорт. В столице развиты легкая и пищевая отрасли промышленности, ремесла.
В столице Непала открыт университет и работает Национальный музей. Близ Катманду расположена ступа Бодхнатх и архитектурно-скульптурный комплекс Сваямбхунатх (III в. до н. э. - IX в. н. э.). Также большой интерес представляют комплекс храмов Пашупатинатх (основан в XIII в.), храмы Муктинах и Махендранатх, древняя скульптура бога Вишну (VII в.) и буддистский храм XVI века в королевском дворце.
Энциклопедия: города и страны. 2008.
- Катманду
-
Катманду (Kathmandu) — столица Непала (с 1769 г.; до 16 в. называлась Кантипур). Расположен в межгорной котловине Гималаев, на р. Багхмати (бассейн Ганга), на высоте 1360 м. Население 1,2 млн. человек (2002 г., с пригородами).
Климат муссонный, горный, тропический, средняя температура июля +24,5 °C, средняя температура января +18,3 °C; в год выпадает около 1,4 тыс. мм осадков. Влажность 70—80%. Город сильно пострадал от землетрясений в 1833 г. и 1934 г.
Катманду является историческим, экономическим, политическим и культурным центром Непала. Важный транспортный узел, здесь сходятся три основных шоссейных дороги — Трибхуван раджпатх (идет на юг, в Индию (см. Индия)), Притхви раджпатх (следует на запад, в г. Покхара), Арникораджмарг (на север, в Кодари). Международный аэропорт Трибхуван (воздушное сообщение с городами Непала, а также с Индией, Бангладеш, Бирмой, Таиландом).
В городе и пригородах сосредоточены многочисленные кустарные художественные ремесленные мастерские (изготовление предметов прикладного искусства, ювелирных изделий и т. п.) и отдельные предприятия (кожевенно-обувные, текстильные, ремонтно-механические, гончарные, кирпично-черепичный завод и др.). Предприятия пищевой промышленности.
В Катманду находятся университет им. Трибхувана и прикрепленные к нему Тричандра-колледж, Национальный колледж Непала, Санскритский колледж, Королевская академия Непала, Национальная, Центральная и др. библиотеки, Национальный музей Непала.
Основание Катманду (до 16 в. — Кантипур) приписывается непальскому правителю Гунакамадеве (8 в.), перенесшему сюда столицу своего государства из Лалитпура (Патана). Город сохранял значение политического центра Непальской долины во время правления династии ранних Малла (13—15 вв.). После распада государства ранних Малла Катманду в 1482—1769 гг. — центр одноименного удельного княжества. С 1769 г., с момента воссоздания Притхви Нараяном централизованного непальского государства, Катманду — столица Непала. В Катманду мирно сосуществуют традиции индуизма и буддизма. Облик Катманду удивительным образом сохранился с 17—18-х веков, когда долина Катманду активно застраивалась во время правления династии Малла.
Центр Катманду — площадь Тундикхел, близ которой находится королевский дворец Нараянхити Дарбар (неоклассика, начало 20 в.). К западу — самая оживленная улица — Нью роуд. Старые кварталы с узкими улочками по сути оставшегося средневековым города застроены 2—3-этажными домами в национальном стиле. Над старыми постройками возвышаются современные здания.
Сердце Катманду и его исторический центр — площадь Дарбар (Дворцовая площадь), где сосредоточены главные индуистские святыни Непала и где проходят главные индуистские праздники, такие как Дасан. Именно здесь, на пересечении важных торговых путей, в 12 в. была построена деревянная пагода Катх Мандир (Кастамандап; перестроена в 1596 г.), давшая название городу. На площади — более 50 храмов и монументов: храм Шивы, Парвати, комплекс дворцов и храмов «Хануман Дхока» (15—18 вв.), украшенный статуей Ханумана (1672 г.). По обеим сторонам дворцовых ворот установлены каменные статуи львов. На одной из внутренних площадей комплекса дворца — площади Назала — во времена династии Рана проводились церемонии коронации. Эта традиция продолжается и в наши дни. Среди других архитектурных памятников столицы: дворец Сингха Дарбар (неоклассика, начало 20 в.), башня Бхимсена (1834 г.), Памятник борцам революции 1951 г.
Похожий по силуэту на мечеть храм Калмочан (Kalmochan), также известен как Сатья Нарайан (Satya Narayan), расположен на берегу реки Багхмати. Храм был построен в период с 1852 по 1873 г. первым правителем династии Рана Джанг Бахадуром Рана в память о войнах княжества Горкха с Тибетом и Британией и несет на себе явное влияние могольского стиля соседней Индии.
Кроме огромного числа крупных храмов, по числу которых Катманду несомненно занимает первое место в мире, по городу разбросано невообразимое количество маленьких уличных храмов и святилищ.
Непал — также единственная страна в мире, где существует культ «живой богини» — кумари. Кумари живет во дворце на площади Дарбар (Дворцовой площади). Это ничем не примечательный с виду деревянный домик с внутренним двором. В центральном окне второго этажа иногда появляется кумари — маленькая очень красивая и очень нарядно одетая девочка, воплощающая в себе высшую степень чистоты и невинности. Стать кумари — большая честь и для самой девочки, и для всей ее семьи. Кумари выбирают по весьма сложным критериям из девочек в возрасте 3—4 лет из касты кшатриев. В бахале — домике на площади Дарбар — девочка проводит практически все свое время. Она покидает свое жилище только ради религиозного праздника Индраятра, в котором ей предписано участвовать. Она остается богиней до тех пор, пока по любой причине не потеряет хотя бы одну каплю крови. После этого Кумари становится обыкновенной девушкой, и специально обученные служители объявляют поиск новой Кумари. В бахале селится преемница, а бывшую богиню отправляют в родительский дом. Жениться на бывших кумари никто не хочет, так как считается, что это принесет мужу раннюю смерть. Существует несколько кумари в разных городах. Кумари в Катманду — королевская кумари. Кумари строго запрещено фотографировать.
Еще одно из многочисленных мест поклонения находится к северо-востоку от Катманду — это храм и монастырь «Намо Будда», где по преданию Будда накормил своей плотью голодную тигрицу, чтобы она смогла выкормить своих тигрят. В Катманду есть гостиницы всех категорий: от 5-звездочных отелей до маленьких постоялых дворов с живописными садиками на крышах, маленькими комнатками, минимальными удобствами и очень низкими ценами.
В 8 км севернее Катманду, у подножья холма Шивапури, находится знаменитая статуя Вишну, лежащего на змее Шеше. Статуя расположена посреди пруда и кажется лежащей на воде. Исторические памятники в долине Катманду включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 г.
Ступа Сваямбхунатх
Ступа Сваямбхунатх (3 в. до н. э., перестроена в 8—9 вв.) с каменными буддийскими рельефами 6—8 вв. — одно из самых известных в мире буддийских культовых сооружений, место паломничества. Сваямбхунатх находится в 3 км к западу от Катманду, на холме, примерно на 77 м выше дна долины Катманду.
Эта ступа стала визитной карточкой Катманду и Непала. Ступа представляет собой кирпично-глиняную полусферу, поддерживающую высокий конический купол, увенчанный покрытым медью шпилем. На четырех сторонах основания купола изображены всевидящие глаза Будды. На склоне холма расположено также большое количество небольших пагод и храмов.
Древние рукописи свидетельствуют о том, что это место в 3 в. до н. э. посещал царь Ашока, а король Манадэва лично руководил строительством храма в 460 г. н. э., а к 13 в. Сваямбхунатх превратился в крупный буддийский центр. В 1346 г. вторгшиеся в Непал полчища монголов разрушили ступу, пытаясь найти в ней золото. В период правления королей династии Малла ступа и весь храмовый комплекс претерпели значительные изменения и реконструкцию.
В 17 в. при короле Пратап Малла была сооружена Большая лестница, ведущая на вершину холма, очень длинная (в 300 крутых каменных ступеней) и достаточно крутая, сверху лестница кажется почти отвесной. Подъем по лестнице сопровождается просмотром большого количества важных достопримечательностей — различных статуй, отпечатков ног святых, рельефов с изображениями жития Будды. У самого подножья ступы Сваямбунатх лежит огромный дордже (санскр. ваджра), важнейший символ буддизма Ваджраяны, описывающий быстрое просветление. Этот дордже был создан тоже во время правления короля Пратапа Малла, который также построил два шикхара (храм в индийском стиле) неподалеку от большой ступы. Храмовый комплекс, расположенный вокруг ступы, во многом отличается наличием индуистской символики. В расположенном рядом со ступой храме находится красивейшая статуя Авалокитешвары (высотой 6 метров).
С вершины холма открывается незабываемый вид на город и долину, а в ясную погоду отсюда можно увидеть величественные вершины Лангтанга и Ганеш Химал. Сваямбхунатх еще называют «храмом обезьян» или «обезьяньим храмом» из-за многочисленных стай обезьян, поселившихся на холме.
Другой маршрут паломничества проходит вокруг всего холма. В последние годы здесь были сооружены четыре новых ступы (чортена) и установлено множество стен с молитвенными колесами. В окрестностях Сваямбхунатха расположено также множество монастырей.
Ступа Боднатх
Одна из крупнейших в Непале буддийских святынь — ступа Боднатх (3 в. до н. э., перестроена в 8—9 вв.) — находится в 10 км к северо-востоку от Катманду, немного севернее международного аэропорта Трибхуван.
Огромная ступа Бодханат — самая большая ступа в Непале и одна из самых больших в мире. Со всех сторон, как крепостными стенами, ступа окружена тибетскими монастырями. Боднатх всегда ассоциировался с тибетским буддизмом и Лхасой (см. Лхаса). Именно ступа Боднатх встречала тибетцев перед входом в Катманду, шедших по важнейшему торговому пути, который связывал Лхасу со столицей Непала. Со второй половины 20 в. Боднатх превратился в религиозный и культурный центр тибетского населения Непала. Большинство тибетцев, проживающих здесь, являются беженцами, покинувшими Тибет после неудавшегося восстания против китайского вторжения в 1959 г.
Современные ученые до сих пор не пришли к единодушному заключению относительно возраста ступы. По некоторым предположениям первая ступа на этом месте была воздвигнута после 600 г. н. э., после того как тибетский король Сонцэн Гампо принял буддизм благодаря обеим своим женам — непальской принцессе Бирикути и китайской принцессе Венченг. Скорее всего, настоящая ступа была построена после того, как первая была сильно повреждена в результате захвата Непала монголами в 14 в.
Основание ступы Боднатх выполнено в форме трехуровневой мандалы, символизирующей землю. Над основанием возвышается куполообразная часть ступы, символизирующая воду. Шпиль, вознесшийся над куполом, символизирует огонь. Зонтик, установленный на шпиле, символизирует воздух. Над зонтиком возвышается наконечник, обозначающий эфир. Всевидящие глаза Будды, изображенные на каждой из четырех сторон прямоугольного основания шпиля ступы, бдительно взирают в направлении четырех сторон света. Шпиль состоит из 13 ступеней, представляющих собой 13 этапов на пути к освобождению от сансары. Вокруг основания купола ступы расположены 108 изображений Дхьяни-Будды Амитабхи. В кирпичной стене, окружающей все сооружение, находятся 147 ниш, внутри которых установлены 4 или 5 молитвенных колеса. На каждом из колес написана мантра.
По случаю важных событий, на ступе происходят фантастические церемонии, сопровождающиеся зажиганием тысяч светильников, расставленных по периметру каждого из уровней, и ступа загорается мириадами огней.
Пашупатинатх
Храмовый комплекс Пашупатинатх (Pashupatinath), заложенный в 13 в., расположен в 5 км к востоку от Катманду на берегу священной реки Багхмати. Здесь находится один из важнейших храмов Шивы, известный как «Золотой храм», который собирает паломников со всего Непала и Индии. Рядом с этим храмом находится храм Гухешвари, посвященный Богине-Матери.
В Пашупатинатхе собираются «садху», — странствующие почитатели Шивы. Здесь всегда многолюдно, особенно в дни религиозных праздников. Пашупати — одна из инкарнаций Шивы как покровителя животных. В этой форме он выступает как покровитель Непала, поэтому здесь придается особое значение празднику в честь Шивы и в нем принимает участие и король Непала. В сам храм пускают только индусов. Туристы не имеют права войти в храм, им позволяют лишь подойти к воротам.
Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия. 2008.
.