Гоген


Гоген
Гоген
(Gauguin) Поль (1848-1903) Французский художник, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. Родился в семье журналиста, рано лишился отца, в юности несколько лет служил моряком, с 1871 г. 12 лет работал преуспевающим биржевым маклером. Под влиянием своего опекуна, любителя современной живописи и коллекционера, рано приобщился к миру искусства и, имея хороший доход на бирже, сам начал коллекционировать живопись. Он покупает импрессионистов, знакомится с Писсарро и по его совету сам начинает писать. В 1883 г. покидает службу в банке и полностью посвящает себя искусству. Его ищущий дух не удовлетворяют ни новации импрессионистов, ни современная цивилизация в целом. Возможно, ностальгические воспоминания детства (с трех до семи лет он жил с матерью в Перу) заставляют его постоянно кочевать в поисках каких-то более простых, природных первооснов жизни и пракультуры: то он живет среди простых крестьян Бретани, то отправляется в Панаму, но застревает на Мартинике, наконец, поселяется в Океании, обретая духовную и художественную свободу сначала на Таити, а затем на Маркизских островах, приобщаясь к образу жизни и первобытной сакральности местных аборигенов. Там он создает лучшие свои произведения, которые далеко не сразу были поняты и приняты в «цивилизованном» мире. Еще в Бретани (1889-1890) у него складывается его собственный стиль, противоположный импрессионистским принципам. Его интересует выражение средствами живописи глубинных таинственных основ бытия, чем он по существу сближается с художественными устремлениями символистов (см.: Символизм); его искусство привлекает внимание французских символистов, с которыми он некоторое время достаточно интенсивно контактирует в Париже. С группой художников, работавших вместе с ним в Бретани (Понт-авенская школа), он разрабатывает теорию живописного метода «синтетизма», суть которого сводится к усилению звучания цвета и формы за счет упрощения и обобщения форм, линий, использования ярких цветовых плоскостей и т. п. Особой художественной выразительности Г. ищет в искусстве древних и примитивных народов, в фольклорном искусстве, в японской гравюре. Смысл человеческого существования он усматривает в органическом синтезе духовных устремлений человека с естественными законами природного бытия. Этим духом проникнуты многие работы бретонского периода (см., например, картину «Желтый Христос», 1889, и др.). Однако в европейской цивилизации он не видит условий для реализации своего идеала и отправляется на поиски его более адекватных прообразов в Океанию. Здесь его творчество достигает своего апогея. Еще свободная от многих цивилизационных условностей жизнь аборигенов в тесном контакте с природой, достигшей там своего фантастического богатства и многообразия цвета и форм, полностью раскрепощает творческий дар художника. Его живописный символизм достигает здесь предельного уровня выразительности. На основе вроде бы обыденных сценок из жизни таитян с помощью смелых ярких цветоформных гармоний (часто образованных исключительно из сочетания открытых контрастных цветовых пятен и абстрактных цвето-линейных ритмов) Г. создает полотна, наполненные глубокими невербализуемыми смыслами сакрально-философского характера. Основную духовно-символическую нагрузку несут в них цвет и форма, хотя нередко начальные смысловые акценты задаются и некоторыми изобразительными символами из религиозно-культовой сферы. При этом Г. свободно обращается с изобразительными символами христианства, буддизма, местных таитянских культов, усматривая под ними некое единое духовное пространство, управляющее законами жизни и природы. Универсальным мистико-символическим духом, выраженным исключительно живописными средствами, дышит большинство работ Г. Этим его искусство отличается от работ большинства его современников и этим же объясняется своеобразный герметизм живописи Г., его почти полная закрытость для духовно слепых людей. Тем не менее (или благодаря этому) в XX в. к Г. тянутся многие художники, стремясь через его живопись найти утраченные цивилизацией ключи к царству духовного.
Соч.: Noa Noa(1893-1894). Paris, 1954;
Lettres de Gauguin, a sa femme at a ses amis. Ed. M. Malingue. Pans, 1949;
Lettres de Gauguin, a Daniel de Montfreid. Ed. A. Joly-Segalen. Paris, 1950.
Лит.: Ревальд Дж. Постимпрессионизм: от Ван Гога до Гогена. М., 1962;
Кантор-Гуковская A.C. Поль Гоген: Жизнь и творчество. Л., М., 1965;
Даниельссон Б. Гоген в Полинезии. М., 1969; Goldwater R. Paul Gauguin. N.Y., 1984.
Л.Б., В.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Гоген" в других словарях:

  • Гоген — Гоген, Поль В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гоген (значения). Эжен Анри Поль Гоген Paul Gauguin …   Википедия

  • Гоген — (gauguin) Поль Эжен Анри (1848, Париж – 1903, посёлок Атуона, Маркизские острова), французский живописец, график и скульптор; представитель постимпрессионизма. Детские годы провёл в Перу, где вместе с матерью жил во дворце богатого родственника.… …   Художественная энциклопедия

  • Гоген — Поль (Gauguin, Paul) 1848, Париж 1903, Атуона, Маркизские о ва. Французский живописец, скульптор, график, керамист. Специального художественного образования не получил. Рано лишился отца, воспитывался в семье матери, принадлежавшей к влиятельному …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Гоген — (Gauguin)         Поль Эжен Анри (7.6.1848, Париж, 8.5.1903, пос. Атуона, Маркизские острова), французский живописец. В юности служил моряком, с 1871 биржевым маклером в Париже. В 1870 х гг. самостоятельно занялся живописью. В 1883 бросил биржу и …   Большая советская энциклопедия

  • Гоген П. — …   Википедия

  • ГОГЕН — см. ГОГЭН …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Гоген — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • Гоген А. И. — ГÓГЕН Александр Иванович фон (1857–1914), архитектор. Строил крупные обществ. здания в рус. стиле (Гл. дом Нижегородской ярмарки, 1889–90, с соавторами; Музей А. В. Суворова в С. Петербурге, 1901–04) …   Биографический словарь

  • Гоген П. — ГОГÉН (Gauguin) Поль (1848–1903), франц. живописец. Один из гл. мастеров постимпрессионизма, близкий к символизму. Создал собственную живописную систему, основанную на замещении традиц. светотеневой моделировки ритмичным сопоставлением… …   Биографический словарь

  • Гоген Поль Эжен Анри —         (Gauguin) (1848 1903), французский живописец, график, скульптор. В юности служил моряком, в 1871 83 биржевым маклером в Париже. С 70 х гг. начал самостоятельно заниматься живописью, пользовался советами К. Писсарро, принимал участие в… …   Художественная энциклопедия

Книги

  • Гоген, Вальтер И.Ф.. Книга о французском живописце, скульпторе, мастере керамики и гравере Поле Гогене (1848-1903). Гоген сравнительно поздно открыл в себе склонность к художеству. В началесвоего творческого пути… Подробнее  Купить за 659 руб
  • Гоген, Крючкова В.. Поль Гоген - французский художник конца XIX - начала XX в., литератор, мыслитель, крупнейший представитель постимпрессионизма. Гоген считал, что искусство призвано сыграть важную роль в… Подробнее  Купить за 520 руб
  • Гоген, Валентина Крючкова. Книга посвящена жизни и творчеству Поля Гогена, знаменитого французского живописца. Гоген - один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн; он создал… Подробнее  Купить за 387 руб
Другие книги по запросу «Гоген» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.