Гарсия Маркес


Гарсия Маркес
Гарсия Маркес
(Garcia Marquez) Габриэль (р. 1928) Всемирно известный колумбийский писатель, сыгравший ведущую роль в становлении метода магического реализма. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1982). Фольклорные традиции латиноамериканской культуры сочетаются в его творчестве с авангардистским поиском новых средств художественной выразительности. Кумирами его молодости были Ф.Кафка и Э.По, чья стилистика вызывала у него ассоциации с художественным языком карибской культуры. В эстетике Г.М. сочетаются идеи интуитивизма и психоанализа (см.: Фрейд), сюрреализма и потока сознания. Ее оригинальность связана с нерасторжимым сочетанием естественного и сверхъестественного, бытового и волшебного. Печатью такого синтеза отмечено воображаемое место действия многих произведений писателя — Макондо. Причудливое переплетение юмора и фатализма, карнавальности и политической сатиры, мифологии и магии, рационального и иррационального, реального и галлюцинаторного, инте-риорного и экстериорного, физиологического и химерического создает неповторимый колорит главной книги Г.М. — «Сто лет одиночества» (1967). История Макондо обретает здесь эпический размах. Классический жанр историко-семейной хроники трансформируется изнутри путем его интертекстуального скрещивания с народными латиноамериканскими верованиями и магическими практиками. Метаповествование ведется в жанре палимпсеста, являющегося основой культурных трансгрессий и деконструкций. В этом контексте самые невероятные, фантастические события трактуются автором как абсолютно нормальные; такой подход и составляет концептуальное ядро магического реализма. Прихотливый ассоциативный ряд создает аллюзивную связь между семейным крахом, спровоцированным инцестуальным желанием, и национально-государственным статусом стран Латинской Америки в постколониальную эпоху. Многослойность, многоуровневая архитектоника романа позволяют трактовать его и как сатиру на западную цивилизацию, и как компендиум латиноамериканских историко-политических и культурных подходов, и как критику буржуазно-либерального колумбийского пути, и как пародию на исторический роман, и как постмодернистское (см.: Постмодернизм) исследование границ литературного повествования. Все эти художественно-эстетические особенности обусловливают современное восприятие Г.М. как одного из отцов-основателей (де факто) постмодернизма. Аллегоризм, иронизм, пародийность художественного языка Г.М. особенно рельефны в произведениях, чей подтекст связан с феноменом диктатора, анализом воли к власти в контексте латиноамериканских политических реалий («Полковнику никто не пишет» — 1957, «Осень патриарха» — 1975, «Хроника отложенной смерти» — 1981, «Генерал в лабиринте» — 1989). Создавая амальгамы мифологических и реальных политических фигур и ситуаций, писатель апеллирует к коллективному бессознательному, архетипам античных трагедий, актуализируя идею рока, трагической вины — индивидуальной и коллективной. Однако в его интерпретации трагический финал нередко предстает результатом случайных совпадений. Такому эффекту способствует введение в литературное повествование паратекстов, имитаций архивных документов и иных симулякров. Последние произведения Г.М. («Любовь во время чумы» — 1985, «О любви и других демонах» — 1994) проникнуты эсхатологическими настроениями конца века, отмечены обостренным интересом к процессам деградации и обновления как глобальным регуляторам сущего. Одна из смысложизненных проблем, волнующих Г.М. на грани веков, — соотношение католицизма и других, нехристианских религий, религии и изотерики, а также специфика постмодернистской теологии.
Осн. соч.: Собр. соч. СПб, 1997.
Лит.: Fuentos С. Gabriel Garcia Marquez and the Invention of America. Liverpool, 1987;
McNerney K. Understanding Gabriel Garcia Marquez. Columbia, 1989;
Bell-Villas, Gene H. Gabriel Garcia Marquez: the Man and His Woik. Chapel Hill, 1990;
Penuel A. Intertextuality in Garcia Marquez. N.Y., 1994;
Sfeir de Gonzalez N. A Bibliographical Guide to Gabriel Garcia Manquez, 1986-1992. Westport, Connecticut, 1994.
H. M.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Гарсия Маркес" в других словарях:

  • Гарсия Маркес — (garcia Мarquez) Габриэль (р. 1928, Аракатака), колумбийский писатель. Г. Гарсия Маркес   Сын телеграфиста; рос под сильным влиянием бабушки и деда – полковника, участника гражданской войны 1899–1903 гг., после его смерти с восьми лет обучался в… …   Литературная энциклопедия

  • Гарсия Маркес Г. — ГАРСИ́Я МÁРКЕС (García Márquez) Габриель (р. 1928), колумб. писатель. Социально полит. пов. Полковнику никто не пишет (1958) и ром. Недобрый час (1962), антитиранич. гротескный ром. Осень патриарха (1975), ром. Хроника объявленной смерти (1981),… …   Биографический словарь

  • ГАРСИЯ МАРКЕС Габриель — ГАРСИЯ МАРКЕС (Garcia Marguez) Габриель (р. 1928) колумбийский писатель. Социально политические повести Полковнику никто не пишет (1958) и роман Недобрый час (1962), антитиранический гротескный роман Осень патриарха (1975), роман Хроника… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гарсия Маркес Габриель — Г. Гарсия Маркес. Гарсия Маркес Габриель (García Márquez) (р. 1928), колумбийский писатель. В 1947 опубликован первый рассказ. В повести «Палая листва» (1955) проявились основные черты творчества Г. М.: стремление к воссозданию специфики… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • ГАРСИЯ МАРКЕС Габриель — ГАРСИЯ МАРКЕС (García Márquez) Габриель (р. 1928). колумбийский писатель, публицист. Ром. «Недобрый час» (1962, п. 1974), «Сто лет одиночества» (1967, п. 1970), «Осень патриарха» (1975. п. 1977), «Хроника объявленной смерти» (1981, п. 1981).… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ГАРСИЯ МАРКЕС Габриель — Г. Гарсия Маскес …   Энциклопедия Кольера

  • Гарсия Маркес Габриель — (García Márquez) (р. 1928), колумбийский писатель. Социально политическая повесть «Полковнику никто не пишет» (1958) и роман «Недобрый час» (1962), антитиранический гротескный роман «Осень патриарха» (1975), романы «Хроника объявленной смерти»… …   Энциклопедический словарь

  • Гарсия Маркес, Габриэль — …   Википедия

  • Габриель Гарсия Маркес — …   Википедия

  • Габриэль Гарсия Маркес — …   Википедия

Книги

  • Гарсия Маркес, Марков С.. Габриель Гарсиа Маркес (1927—2014), колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии, названный Сервантесом нашего времени, завоевал необычайную популярность на всех континентах. «Полковнику… Подробнее  Купить за 647 руб
  • Территория слова, Гарсия Маркес Г.. Габриэль Гарсиа Маркес — о своих собратьях по перу: Хемингуэе, Борхесе, Неруде, о собственных книгах и их критике, о Нобелевской премии, о прошлом и будущем. . . О рекахсвоего детства и… Подробнее  Купить за 547 руб
  • Территория войны, Гарсия Маркес Г.. Революция на Кубе. Кровавый военный переворот в Чили. Падение – одного за другим – авторитарных режимов и диктатур в странах Латинской Америки. Отчаянные – не на жизнь, а на смерть в прямом… Подробнее  Купить за 430 руб
Другие книги по запросу «Гарсия Маркес» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.