Аполлинер

Аполлинер
Аполлинер
(Apolinnaire) (Гийом (1880-1918) Французский поэт, чье творчество во многом предвосхитило появление орфизма, кубизма, футуризма, дада, сюрреализма: сам термин «сюрреализм» придуман им. Являясь предтечей эстетики авангарда, творцом нового лиризма, он выступает одновременно великим завершителем классической эпохи французского стиха. Эталонный по чистоте стиля «Мост Мирабо» не препятствует появлению стихов-идеограмм, поэтических текстов без пунктуации. Масштабы его творчества побуждали называть его «поэтическим Гаррантюа, с трудом приспосабливающимся к человеческим критериям» (Ю.Хартвиг). Его сравнивали с Вергилием и Цезарем. Его античный профиль, его голова — «как у императора позднего Рима» (Г.Стайн) вдохновляли художников — М.Вламинка, А..Матисса, таможенника Руссо, П.Пикассо. А. — внебрачный ребенок российской подданной Ангелики Костровицкой, дочери польского эмигранта (его настоящее имя — Вильгельм Аполлинарий Костро-вицкий; псевдоним появился в 1902 г.). «Аполлинер провел свои первые пятнадцать лет у фривольных юбок деспотичной мамаши», — писал композитор Ф.Пуленк, положивший на музыку многие четверостишья из первой поэтической книги А. — «Бестиарии». Публиковаться А. начинает с 1901 г. Его поэтический предшественник — Ш. Бодлер (см.: Символизм). Вкусом к сатире и гротеску А. во многом обязан своему другу — А.Жарри, увлечением кубизмом и примитивизмом — Матиссу, А.Руссо, Пикассо. Среди его друзей — поэты Б.Сандрар, М.Жа-коб. Новые творческие идеи, связанные с прорывом в поэтическое будущее, сделали А. признанным лидером литературного кружка, в который входили А..Бретон, П.Элюар, Б.Пере, Л.Арагон, Ф.Супо. Его перу принадлежат поэтические сборники «Алкого-ли» (1913) и «Калиграммы» (1918), многочисленные литературно-критические статьи. В 1914 г. А. был мобилизован и отправлен на фронт, в 1916 г. тяжело ранен в голову. Его военные стихотворения проникнуты патриотическим духом. По возвращении в Париж он пишет программный манифест «Новый дух» (1917), отстаивающий освоение искусством «новой реальности» — новых областей действительности. Его переполняет жажда мистификаций. В 1917 г. ставится его «сюрреалистическая» драма «Груди Тиресия», в 1918 г., за несколько месяцев до смерти, он пишет футуристическую пьесу «Цвет времени». «Сюрреальное» в эстетике А. еще не находит точного определения, легко заменяется «сверхнатуральным», «сверхъестественным». Под этими терминами имеется в виду потаенная внутренняя природа, наделенная неожиданными, неуловимыми, беспощадными и радостными чудесами. Эта еще не обессиленная обыденными истолкованиями естественная, «свободная» природа способна вернуть искусству свежесть и новизну. Сфера сюрреального — неизведанные возможности человеческого естества, противостоящие посредственному, повседневному, общепринятому. Художник призван перевести их на сюрреалистический язык — загадочный, многозначный, профетический, наделенный уникальной эротической полнотой. Декларировавшиеся в ранней книге «Гниющий чародей» (1909) призывы «вернуться к самой природе» и одновременно «дать волю фантазии» воплощаются А. в драме «Груди Тиресия», где и появляется впервые слово «сюрреализм». Тиресий — идеальное воплощение сюрреальной свободы желания, реальности фантастического и табуированного, совпадения мужского и женского начал. В предисловии к драме А. призывает к обновлению театра, подвергая резкой критике эстетику натурализма, правдоподобия, местного колорита: «Когда человек пожелал подражать ходьбе, он создал колесо, которое нисколько не напоминает ногу. Точно так же он занимался сюрреализмом, вовсе не подозревая об этом. /.../ Впрочем, театр не в большей степени является жизнью, которую он истолковывает, чем колесо — ногой. Вследствие этого, на мой взгляд, вполне правомерно привносить в театр новую и поражающую эстетику, которая подчеркивает сценический характер персонажей и увеличивает великолепие постановки, не изменяя вместе с тем патетической или комической стороны ситуации, которые должны быть самодостаточны». Задача театра — пробудить интерес и развлечь, дать волю фантазии, замешанной на меланхолии, сатире, лиризме и здравом смысле. Современный театральный язык — это гибкий стих, основанный на ритме, сюжете, дыхании, не пренебрегающий музыкой и рифмой, способным сообщить дополнительную красоту патетическому, комическому.
Осн. соч.: Oeuvres et prose completes. P., 1991;
Correspondance. P., 1994;
Избранная лирика. М., 1985;
Ранние стихотворения. Бестиарий, или Кортеж Орфея. СПб, 1994;
Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. СПб., 1999.
Лит.: Буачидзе Г. Аполлинер и пути развития французской поэзии. Тбилиси, 1989;
Как всегда — об авангарде. М., 1992.
Н.М.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Аполлинер" в других словарях:

  • АПОЛЛИНЕР — (Apollinaire) Гийом (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий) (1880 1918), французский поэт. Лирика Аполлинера сочетает острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл Бестиарий, или Кортеж Орфея , 1911) и радость ее… …   Современная энциклопедия

  • Аполлинер — (apollinaire) Гийом (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий) (1880, Рим – 1918, Париж), французский поэт, прозаик, драматург, эссеист, теоретик искусства. Псевдоним выбрал в память о деде, участнике польского восстания 1863 64 гг.… …   Литературная энциклопедия

  • Аполлинер — (Apollinaire)         Гийом [псевдоним; настоящие имя и фамилия Гийом Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим, 9.11.1918, Париж), французский поэт. Сын обедневшей польской аристократки. С 1899 жил в Париже. Лирике А. присущи… …   Большая советская энциклопедия

  • АПОЛЛИНЕР (Apollinaire) Гийом — (наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий Kostrowicki) (1880 1918), французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл Жизнь посвятить любви , 1917) сочетает мужественную искренность, острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Аполлинер Гийом — Аполлинер (Apollinaire) Гийом [псевдоним; настоящие имя и фамилия Гийом Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим, ≈ 9.11.1918, Париж), французский поэт. Сын обедневшей польской аристократки. С 1899 жил в Париже. Лирике А. присущи… …   Большая советская энциклопедия

  • Аполлинер Гийом — (Apollinaire), настоящие имя и фамилия Вильгельм Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicki), (1880 1918), французский поэт. Лирика Аполлинера (цикл «Жизнь посвятить любви», 1917) сочетает острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл… …   Энциклопедический словарь

  • АПОЛЛИНЕР Гийом — (Apollinaire, Guillaume) (1880 1918), французский поэт, романист и драматург. Настоящая его фамилия Костровицкий (Kostrowitsky): по матери он был поляк, имя отца осталось неизвестным. Учился в лицее Сен Шарль в Монако. В 1898 приехал в Париж,… …   Энциклопедия Кольера

  • Аполлинер, Гийом — Гийом Аполлинер. АПОЛЛИНЕР (Apollinaire) Гийом (настоящее имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий) (1880 1918), французский поэт. Лирика Аполлинера сочетает острое, подчас саркастическое ощущение жестокости жизни (цикл “Бестиарий, или Кортеж… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • АПОЛЛИНЕР Гийом — АПОЛЛИНЕР (Apollinaire) Гийом (наст. имя Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, Kostrowitsky) (1880—1918), французский поэт. Цикл четверостиший «Бестиарий, или Кортеж Орфея» (1911). Поэтич. кн. «Алкоголи. 1898—1913» (1913; в т.ч. стих.… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Аполлинер — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»