ПОТОК СОЗНАНИЯ

ПОТОК СОЗНАНИЯ
ПОТОК СОЗНАНИЯ
в литературе модернизма ХХ в. стиль, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности синтаксиса. Понятие П. с. принадлежит американскому философу, одному из основателей прагматизма Уильяму Джеймсу. Он считал, что сознание подобно потоку или ручью, в котором мысли, ощущения, переживания, ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо переплетаются подобно тому, как это происходит в сновидении (см. ПСИХОАНАЛИЗ). П. с. представляет собой форму, имитирующую устную речь (см. ЛИНГВИСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ), внутренний монолог (см. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК). У истоков стиля П. с. были Ф. М. Достоевский ("Кроткая") и Л. Н. Толстой. Предсмертный монолог Анны Карениной, находящейся в измененном состоянии сознания под влиянием постоянного употребления морфия, представляет собой несомненный П. с.: "Всем нам хочется сладкого, вкусного. Нет конфет, то грязного мороженого. И Кити так же: не Вронский, то Левин. И она завидует мне. И ненавидит меня. И все мы ненавидим друг друга. Я Кити, Кити меня. Вот это правда. Тютькин, соiffeur.. Je mefais coiffer par Тютькин... (парикмахер. Я причесываюсь у Тютькина... (фр.) - прим. Л. Толстого) Я это скажу ему,когда он приедет." В начале ХХ в. первыми и главными представителями стиля П. с. были, несомненно, Джеймс Джойс и Марсель Пруст. Фактически весь роман "Улисс" представляет собой несколько П. с., организованных как интертекст, когда речь идет о Блуме и Дедале, и чистое сознание - бессознательное, когда речь идет о Молли. Приводим заключительный фрагмент знаменитого финального монолога Молли. "Ах тот ужасный поток кипящий внизу Ах и море море алое как огонь и роскошные закаты и фиговые деревья в садах Аламедыда и все причудливые улочки и розовые желтые голубые домики аллеи роз и жасмин герань кактусы и Гибралтар где я была девушкой и Горным цветком да когда я приколола в волосы розу как делают андалузские девушки или алую мне приколоть да и как он целовал меня под Мавританской стеной и я подумала не все ли равно он или другой и тогда Я сказала ему глазами чтобы он снова спросил да и тогда он спросил меня не хочу ли я да сказать да мой горный цветок и сначала я обвила его руками да и привлекла к себе так что он почувствовал мои груди их аромат да и сердце у него колотилось безумно и да я сказала да я хочу Да". В отличие от Джойса П. с. у Пруста носит более аналитический характер, он в меньшей степени стремится передавать внутренний монолог с его нелинейностью и элиптичностью. Да и философской основой П. с. у Пруста был не Джеймс, а Анри Бергсон с его учением о внутреннем времени сознания как постоянного "дления". Приводим фрагмент из романа "По направлению к Свану" первого из цикла романов "В поисках утраченного времени": "Но ведь даже если подойти к нам с точки зрения житейских мелочей, и то мы не представляем себе чего-то внешне цельного, неизменного, с чем каждый волен познакомиться как с торговым договором или с завещанием; наружный облик человека есть порождение наших мыслей о нем. Даже такой простой акт, как "увидеть знакомого", есть в известной мере акт интеллектуальный. Мы дополняем его обличье теми представлениями, какие у нас уже сложились, и в том общем его почерке какой мы набрасываем, представления эти несомненно играют важнейшую роль". Более умеренно использовали П. с. другие писатели ХХ в. - в их числе Уильям Фолкнер и даже Томас Манн (внутренний монолог просыпающегося Гете в романе "Лотта в Веймаре", монолог менеджера Саула Фительберга, пришедшего соблазнить Леверкюна прелестями концертной деятельности в романе "Доктор Фаустус". Вся первая часть романа Фолкнера "Шум и ярость" построена как регистрация сознанием идиота Бенджи Компсона всего подряд, что он слышит и видит, это был по тем временам сугубо экспериментальный П. с. - поток "редуцированного сознания": "Я не плачу, но не могу остановиться. Я не плачу, но земля не стоит на месте, и я заплакал. Земля все лезет кверху, и коровы убегают вверх. Ти-Пи хочет встать. Опять упал, коровы бегут вниз. Квентин держит мою руку, мы идем к сараю. Но тут сарай ушел, и пришлось нам ждать, пока вернется. Я не видел, как сарай вернулся. Он вернулся сзади нас, и Квентин усадил меня в корыто, где дают коровам. Я держусь за корыто. Оно тоже уходит, а я держусь. Опять коровы побежали - вниз, мимо двери. Я не могу остановиться Квентин и Ти-Пи качнулись вверх, дерутся. Ти-Пи поехал вниз. Квентин тащит его кверху. Квентин ударил Ти-Пи. Я не могу остановиться". П. с. использовала также проза нового романа (см. НОВЫЙ РОМАН). Замечательные образцы интертекстового П. с. находим в прозе Саши Соколова, в частности в его "Школе дли дураков" (см. также пример в статье (см. ИНТЕРТЕКСТ)). П. с. был несомненно связан с достижениями в психологии, с психоанализом, утверждавшим важность свободных ассоциаций (см. ПАРАСЕМАНТИКА). Но лингвистически соответствующие явления были осмыслены лишь в 1970-е гг. (см. ЛИНГВИСТИКА УСТНОЙ РЕЧИ, (см. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ).

Словарь культуры XX века. .


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ПОТОК СОЗНАНИЯ" в других словарях:

  • Поток сознания — (англ. Stream of consciousness)  приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной …   Википедия

  • поток сознания — 1. Модель сознания, предложенная американским психологом У. Джемсом, в коей сознанию приписываются свойства непрерывности, целостности и изменчивости. Альтернативна предложенной В. Вундтом и Э. Титченером трактовке сознания как набора… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОТОК СОЗНАНИЯ — (английское stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в начале 20 в. Термин заимствован из книги Научные основы психологии (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое… …   Современная энциклопедия

  • “Поток сознания” — (английское stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в начале 20 в. Термин заимствован из книги “Научные основы психологии” (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • поток сознания — словесное недержание, недержание речи, многословие, понос слов, словесный понос, многоречивость Словарь русских синонимов. поток сознания сущ., кол во синонимов: 8 • ахинея (111) • …   Словарь синонимов

  • Поток Сознания — модель сознания, предложенная американским психологом У. Джемсом , в котором ему приписываются свойства непрерывности, целостности, изменчивости. Является альтернативной предложенной В. Вундтом и Э. Титченером трактовке сознания как набора… …   Психологический словарь

  • Поток сознания — Из труда «Научные основы психологии» (1890) американского философа и психолога Уильяма Джеймса (1842 1910). Основатель философии прагматизма (истинно то, что способствует достижению цели), У. Джеймс понимал под потоком сознания последовательность …   Словарь крылатых слов и выражений

  • ПОТОК СОЗНАНИЯ — (англ. Stream of consciousness ) творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. 20 в. Термин заимствован из книги Научные основы психологии (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое воспроизведение …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОТОК СОЗНАНИЯ — «ПОТОК СОЗНАНИЯ» (англ. Stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. 20 в. Термин заимствован из книги «Научные основы психологии» (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием… …   Энциклопедический словарь

  • "поток сознания" — способ повествования, имитирующий работу человеческого сознания и подсознания. В отличие от родственного ему внутреннего монолога, так или иначе организующего и упорядочивающего ход мыслей и переживаний, поток сознания предполагает… …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»