НОВЫЙ РОМАН


НОВЫЙ РОМАН
НОВЫЙ РОМАН
(или "антироман") - понятие, обозначающее художественную практику французских писателей поставангардистов 1950 - 1970-х гг. Лидер направления - французский писатель и кинорежиссер Ален Роб-Грийе. Основные представители Н. р. - Натали Саррот, Мишель Бютор, Клод Симон. Писатели Н. р. провозгласили технику повествования традиционного модернизма исчерпанной (см. ПРИНЦИПЫ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА) и предприняли попытку выработать новые приемы повествования, лишенного сюжета и героев в традиционном смысле. Писатели Н. р. исходили из представления об устарелости самого понятия личности как оно истолковывалось в прежней культуре - личности с ее переживаниями и трагизмом. Основой художественной идеологии Н. р. стали "вещизм" и антитрагедийность. На художественную практику Н. р. оказала философия французского постструктурализма, прежде всего Мишель Фуко и Ролан Барт, провозгласившие "смерть автора". В определенном смысле Н. р. наследовал европейскому сюрреализму с его техникой автоматизма, соединением несоединимого и важностью психоаналитических установок (см. ПСИХОАНАЛИЗ). Проза Н. р. культивирует бессознательное и, соответственно, доводит стиль потока сознания до предельного выражения. Вот что пишет о прозе Роб-Грийе французский писатель и философ Морис Бланшо: "Мастерство Роб-Грийе достойно восхищения, как и осмысленность, с которой он исследует неизвестное. То же относится к экспериментальной стороне его книг. Но столь привлекательным делает эти книги прежде всего пронизывающая их прозрачность; последняя наделена отстраненностью невидимого света, падающего из некоторых наших великих снов. Не следует удивляться сходству между "объективным" пространством, которого не без риска и перипетий стремится достичь Роб-Грийе, и нашим внутренним ночным пространством. Мучительность снов ((см. СНОВИДЕНИЕ, ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ). - В. Р.), присущая им способность откровения и очарования заключены в том, что они переносят нас за пределы нас самих, туда, где то, что внешне нам, растекается по чистой поверхности при обманчивом свете вечно внешнего". А вот что пишет о творчестве Роб-Грийе Ролан Барт: "В творчестве Роб-Грийе, по меньшей мере в виде тенденции, одновременно наличествуют: отказ от истории, от фабулы, от психологических мотиваций и от наделенности предметов значением. Отсюда особую важность приобретают в произведениях этого писателя оптические описания: если Роб-Грийе описывает предмет квазигеометрическим способом, то делается это для того, чтобы освободить его от человеческого значения, излечить его от метафоры и антропоморфизма. Поэтика взгляда у Роб-Грийе по сути представляет собой очистительное поведение, мучительный разрыв солидарности между человеком и вещами. Стало быть, этот взгляд не дает никакой пищи мысли: он не возвращает ничего человеческого; ни одиночества, ни метафизики. Самой чужой, самой антипатичной искусству Роб-Грийе является, конечно, идея трагедии. По моему мнению, именно радикальный отказ от трагедии придает эксперименту Роб-Грийе особую ценность". Приведем фрагмент одного из романов Роб-Грийе "Проект революции в Нью- Йорке": "Первая сцена разыгрывается стремительно. Сразу видно, что ее повторяли несколько раз: каждый участник знает свою роль наизусть. Слова и жесты следуют друг за другом со слаженностью шестеренок в хорошо смазанном механизме. В этой запутанной сети линий я уже давно обнаружил очертания человеческого тела: на левом боку, лицом ко мне лежит молодая женщина, по всей видимости обнаженная, ибо можно отчетливо видеть соски на груди и треугольник курчавых волос в паху; ноги у нее согнуты, особенно левая, с выставленным вперед коленом, которое почти касается пола; правая же положена сверху, щиколотки тесно соприкасаются и, судя по всему, связаны, равно как и запястья, заведенные, по обыкновению, за спину; ибо рук словно бы нет: левая исчезает за плечом, а правая кажется отрубленной по локоть". С той же невозмутимостью далее описываются чудовищные пытки, которые проделываются над девушкой, потом эта же сцена повторяется, варьируясь, много раз, так что уже непонятно, таже это девушка или другая и кто ее мучители. Все это позволяет говорить о серийности (см. СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ) повествовательных элементов у Роб-Грийе. Вот что об этом пишет русский философ Михаил Рыклин: "В рамках каждой из серий Роб-Грийе упорно повторяет одно и то же, но с минимальными вариациями, так что постепенно стирается разница между тождественным, равным, различным, отличным и противоположным. В результате мы так и не знаем, сколько рассказчиков в "Проекте революции в Нью-Йорке". Роб-Грийе сам сформулировал основные правила своего методатак: хороший герой - тот, у которого есть двойник; хороший сюжет - максимально двусмысленный; в книге тем больше истинности, чем больше в ней противоречий". Н. р. - последняя предпостмодернистская попытка жестко организованной технически прозы, и хотя бы этим он родственен традиционному модернизму. Постмодернизм отказался и от технической сложности.

Словарь культуры XX века. .


.

Смотреть что такое "НОВЫЙ РОМАН" в других словарях:

  • Новый роман — «Новый роман» (фр. Le nouveau roman) или «антироман»  название литературного направления во французской прозе, сложившегося в конце 1940 х  начале 1960 х годов и противопоставившего свои произведения социально критическому, с… …   Википедия

  • НОВЫЙ РОМАН — ( антироман ), разновидность французской модернистской прозы 50 60 х гг. 20 в. Возникнув в противовес угасшему стилю традиционного романа, культивировал новые приемы писательской технологии: бесфабульность, дробность (монтажность) повествования,… …   Современная энциклопедия

  • НОВЫЙ РОМАН — ( антироман ) разновидность французской модернистской прозы 50 60 х гг. 20 в.; в противовес традиционному романическому повествованию (в т. ч. устойчивым характерам и их неповторимым судьбам) культивировал бесстрастное исследование особых,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НОВЫЙ РОМАН — «НОВЫЙ РОМАН» («антироман»), разновидность французской модернистской прозы 1950 1960 х; в противовес традиционному романическому повествованию (в т. ч. устойчивым характерам и их неповторимым судьбам) культивировал бесстрастное исследование… …   Энциклопедический словарь

  • «НОВЫЙ РОМАН» — «НОВЫЙ РОМАН», «антироман», условный термин, обозначающий художественную практику ряда французских писателей 50—70‑х гг. XX в. (Натали Саррот, А. Роб Грийе, М. Бютор, К. Симон и др.), провозгласивших технику традиционной повествовательной… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Новый роман — («Новый роман»)         условное обозначение художественной практики многих французских писателей 50 60 х гг. 20 в. (Н. Саррот, А. Роб Грийе, М. Бютор, К. Симон, К. Мориак и др.), которые провозгласили структуру традиционной прозы исчерпанной и… …   Большая советская энциклопедия

  • новый роман — прозаическое произведение, которое в противовес традиционному романическому повествованию автор пытается создавать без малейших примесей политики, идеологии, морали, и т.д., ставя перед собой задачу чистого познания жизни. Рубрика: роды и жанры… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • «новый роман» — («антироман»), разновидность французской модернистской прозы 50 60 х гг. XX в.; в противовес традиционному романическому повествованию (в том числе устойчивым характерам и их неповторимым судьбам) культивировал бесстрастное исследование особых,… …   Энциклопедический словарь

  • Роман — Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности …   Литературная энциклопедия

  • Роман (литерат.) — Роман (франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра ‒ национально исторической (героической) эпопеи, активно… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «НОВЫЙ РОМАН» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.