ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ


ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
ранняя форма аналитической философии, одно из основных философских направлений первой половины ХХ в. Л. п. претендовал на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых в ходе научной революции начала ХХ в. (см. ПАРАДИГМА): роли знаково-символических средств научного мышления, соотношения теоретического аппарата и эмпирического научного базиса, природы и функции математизации и формализации знания. Противопоставляя науку философии, логические позитивисты считали, что единственно возможным знанием является лишь научное знание. Традиционные вопросы философии они объявляли бессмысленными псевдопроблемами на том основании, что те формируются с помощью терминов, которые сами являются псевдопонятиями, поскольку не поддаются проверке, - это относилось к таким основополагающим понятиям традиционной философии, как, например, свобода, бытие, субстанция, дух, материя. Предметом философии в научной парадигме Л. п. должен был стать язык, прежде всего - язык науки как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания (см. ПРАГМАТИЗМ) и возможности его выражения в языке. Основные идеи Л. п. систематизировались в рамках деятельности Венского логического кружка, куда входили известные философы и математики Мориц Шлик, Отто Нейрат, Фридрих Вайсман, Рудольф Карнап. Эти идеи стали особенно популярными в 1930-е гг. в кругах научной интеллигенции: сведение философии к логическому анализу языка науки, принцип верификационизма (см. ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ), трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки. В своих построениях члены Венского кружка опирались на некоторые базовые построения "Логико-философского трактата" Людвига Витгенштейна (1921). Однако мысли Витгенштейна о языке были гораздо более глубокими и многогранными и зачастую вульгаризировались в Л. п. Витгенштейн писал: "4.002 Язык переодевает мысли. Причем настолько, что внешняя форма одежды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли; дело в том, что внешняя форма одежды создавалась с совершенно иными целями, отнюдь не для того, чтобы судить по ней о форме тела. 4.003 Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответа, можно лишь устанавливать их бессмысленность. Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка. Неудивительно, что самые глубокие проблемы - это вообще не проблемы. 4.0031 Вся философия - это "критика языка". Говоря о роли философии, Витгенштейн писал: "4.111 Философия не является одной из наук. (Слово "философия" должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). 4.112 Цель философии - логическое прояснение мысли. Философия - не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснения. Результат философии - не "философские предложения", а доступная ясность предложения. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми". И наконец: "6.53 Правильный метод философии, собственно, состоял бы в следующем: ничего не говорить, кроме того, что может быть сказано, то есть кроме высказываний науки, - следовательно, чего-то такого, что не имеет ничего общего с философией. А всякий раз, когда кто-то захотел бы высказать нечто метафизическое, доказывать ему, что он не наделил значением определенные знаки своих предложений. Этот метод не приносил бы удовлетворения собеседнику - он не чувствовал бы, что его обучают философии, - но лишь такой метод был бы безупречно правильным". Однако уже в конце 1930-х гг. обнаружилось, что та революция в философии, основным стержнем которой была редукция метафизики к логике, не оправдалась. Идеальный научный язык, который стремились построить логические позитивисты, оказался не только невозможным, но и ненужным. Как писал Витгенштей нпозднее в "Философских исследованиях", говорить на идеальном языке так же невозможно, как ходить по идеально гладкому льду. Классические метафизические проблемы оказались значимыми не только для осмысления человеческой жизнедеятельности, но и для анализа эпистемологических вопросов. Выяснилось, что в структуре научных теорий имеются метафизические высказывания, которые невозможно свести к "протокольным предложениям" опыта и верифицировать (см. ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ). Постепенно Л. п. сменяется аналитичеекой философией (лингвистической философией), целью которой было не построение идеального языка, а анализ естествевного языка, такого, каков он есть.

Словарь культуры XX века. .


.

Смотреть что такое "ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ" в других словарях:

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ —         течение неопозитивизма, возникшее в 20 х гг. 20 в. на основе Венского кружка (Р. Карнан, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль, X. Рейхенбах и др.). Л. п. выступает как преемник позитивистской субъективно идеалистич. традиции, идущей от Беркли,… …   Философская энциклопедия

  • Логический позитивизм — Позитивизм …   Википедия

  • логический позитивизм —         ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ одно из наиболее влиятельных направлений философии науки 20 в. Возник в 20 е гг. 20 в. в так называемом Венском кружке (Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль и др.), с которым тесно сотрудничало Берлинское… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — течение неопозитивизма, возникшее в 1920 х гг. (Венский кружок); пытался сочетать эмпиризм, основывающийся на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания. Со 2 й пол. 30 х гг. стал известен под названием логического… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — выражение появилось в 1930 г. для обозначения философии логического или лингвистического анализа, возникшей в Великобритании в начале XX в. под влиянием Мора и Рассела. Эта философия анализа была подхвачена австрийскими философами Витгенштейном и …   Философский словарь

  • логический позитивизм — течение неопозитивизма, возникшее в 1920 х гг. (Венский кружок); пытался сочетать эмпиризм, основывающийся на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания. Со второй половины 30 х гг. стал известен под названием логического …   Энциклопедический словарь

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — См позитивизм, логический …   Толковый словарь по психологии

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — направление в философии и методологии науки, представители которого (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап, Г. Рейхенбах и др.) считали единственным предметом научной философии науки логический анализ структуры и языка конкретных наук с помощью аппарата… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • логический позитивизм — основное направление неопозитивизма. Возникло в 20 х годах XX в. под влиянием идей австрийского философа Л. Витгенштейна, который в своем главном произведении раннего периода Логико философский трактат (1921 г., русский перевод 1958 г.) опирался… …   Словарь терминов логики

  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ — (logical positivism) философская доктрина группы философов в том числе Р. Карнапа (1891 1970) и О. Нейрата (1882 1945), известная под названием Венский кружок См Позитивизм …   Большой толковый социологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.