ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ

ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ
ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ
ХХ век четко сформулировал идею необходимости семиотического билингвизма в культуре. В наиболее общем виде эта идея выражена в принципе дополнительности Нильса Бора, а затем переформулирована применительно к семиотическим системам Ю. М. Лотманом, писавшим, что неполнота нашего знания о мире должна компенсироваться стереоскопичностью тех точек зрения, при помощи которых мы смотрим на мир. Сущность В. в стихотворении начала ХХ в. заключается в том, что метр в рамках неомифологического сознания возвращается к своим праистокам, к архаическому "первобытному синкретизму", по выражению А. Н. Веселовского, создателя исторической поэтики. Метр (см. СИСТЕМА СТИХА) в архаическом обществе был частью синкретического ритуального действа, в котором нет разделения на авторов и зрителей, в котором все - участники, все в равной степени вовлечены в ритуал. Аналогом архаического ритуала была средневековая карнавальная культура (см. КАРНАВАЛИЗАЦИЯ), где все переворачивалось с ног на голову и все отсылало ко всему. Возврат интереса к архаическому сознанию на новом витке в утонченной форме неомифологической культуры ХХ века и актуализировал такой стих, который отсылает ко всем другим системам стиха (см. ВЕРЛИБР). Однако В. пронизывала всю культуру начала ХХ в., наряду с противоположным явлением - логаэдизацией (см. ЛОГАЭДИЗАЦИЯ). Суть В. в культуре ХХ в. заключалась в том, что система, любая - музыкальная, живописная, кинематографическая, философская, поэтическая, прозаическая, даже архитектурная, - строилась как система цитат -реминисценций к более ранним текстам. Практически весь кинематограф как специфическое искусство ХХ в. есть аналог В. (см. КИНО, ИНТЕРТЕКСТ). Музыкальный верлибризм - это прежде всего неоклассицизм, где первую скрипку играл И. Ф. Стравинский. Так, его знаменитая сюита – действо "История солдата" построена как инкорпорирование и взаимодействие самых различных музыкальных систем, а все произведение строится как система цитат и реминисценций к широкому кругу музыкальных форм и жанров (см. ВЕРЛИБР): "В "Истории солдата", - писал музыковед М. С. Друскин, - виртуозно варьируются народные мотивы скоморошьего склада, отзвуки бытовых напевов, предвестия джаза (танго, регтайм), помпезные военные марши и протестантский хорал". В изобразительном искусстве аналог В. - сюрреализм (см. СЮРРЕАЛИЗМ) с его идеологией сочетания несочетаемых элементов в одном изобразительном поле. В архитектуре это стиль "югенд" начала века. В философии - такие явления, как морфология истории О. Шпенглера, культурологические идеи М. М. Бахтина (см. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН, КАРНАВАЛИЗАЦИЯ), концепция игры Й. Хейзинги, историософия А. Дж. Тойнби, этногенетические концепции Л. Н. Гумилева - в целом те философские построения, которые относятся к междисциплинарным исследованиям. Апофеоз В. - постмодернизм Жака Деррида и Жана Бодрийара, на русской почве - его вариант, мотивный анализ Бориса М. Гаспава.

Словарь культуры XX века. .


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ" в других словарях:

  • ЛОГАЭДИЗАЦИЯ — один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибризации (см. ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ). Логаэд это тип метрической композиции (см. СИСТЕМА СТИХА), суть которого заключается в том, что внутри стихотворной строки… …   Энциклопедия культурологии

  • ДОДЕКАФОНИЯ — (древнегр. dodecaphonia двенадцатизвучие), или композиция на основе 12 соотнесенных между собой тонов, или серийная музыка (см. СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ) метод музыкальной композиции, разработанный представителями так называемой нововенской школы… …   Энциклопедия культурологии

  • ИНТЕРТЕКСТ — основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам. Поэтика И. опосредована основной чертой модернизма ХХ в., которую… …   Энциклопедия культурологии

  • ПОЛИМЕТРИЯ — (или полиметрическая композиция). Когда перед стиховедением встала задача описания стихотворных размеров (см. СИСТЕМА СТИХА), то иногда попадались тексты, написанные несколькими размерами. Что с ними делать, не знали. Например, в поэме Некрасова… …   Энциклопедия культурологии

  • СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА — Одним из результатов проникновения точного знания в гуманитарные науки ХХ в. стало продуктиввое развитие теории стихосложения, превращение ее в самостоятельную дисциплину. Первый расцвет теории стиха начался в 1910 1920 е гг. под влиянием… …   Энциклопедия культурологии

  • ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТА — разрабатываемая автором словаря концепция текста, синтезирующая ряд подходов научной и философской методологии ХХ в. (семиотики, лингвистической и философской прагматики, логической семантики, теоретической поэтики, аналитической филологии,… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»