АТОМАРНЫЙ ФАКТ


АТОМАРНЫЙ ФАКТ
АТОМАРНЫЙ ФАКТ
один из определяющих терминов логико-позитивизма, в частности "Логико-философского трактата" (1921) Людвига Витгенштейна. А. ф. - это минимальное положение вещей в мире. А. ф. состоит из "простых предметов"; и то и другое - абстрактные ненаблюдаемые понятия. Витгенштейн считал, что весь мир строится из А. ф. Что это за странный мир, который состоит из невидимых предметов? Но ведь примерно в то же время, когда Витгенштейнписал "Трактат", закладывались основы квантовой механики, которая тоже постулирует ненаблюдаемые объекты – элементарные частицы, не имеющие "массы покоя" (когда Эрнста Маха спрашивали об атомах, он отвечал вопросом на вопрос: "А вы их видели?"). Но все-таки если не увидеть, то хоть как-то обрисовать то, что подразумевал Витгенштейн под А. ф. и "простым предметом", мы попытаемся. Простота довольно сложное понятие. У В.И. Ленина был имидж "простого человека", однако на самом деле известно, каким хитрым и коварным он был. В математике есть понятие простого числа. Это вовсе не обязательно маленькое число, это число, которое делится только на себя и на 1. Так что простыми числами будут и 5, и 1397. Примерно так же можно понимать логическую простоту. Предмет прост, если он не делится на части, которые сами являются предметами. Поэтому простым предметом можно считать не только элементарную частицу, но и, например, Луну. А каплю, которая делится на две капли, - нельзя. Но как предметы группируются в А. ф.? Витгенштейн говорит,что они связаны непосредственно, как звенья в цепи. Допустим, мы говорим, показывая на Луну: "Луна". Это А. ф.? Нет, потому что на самом деле мы имеем в виду нечто вроде "Я сейчас вижу Луну". Будем считать простыми не только вещи, но и свойства. Представим, что свойство "быть круглым" простое. Тогда мы скажем: "Луна круглая", и это уже будет примерно то, что имел ввиду Витгенштейн, говоря об А. ф. Но и здесь все не так просто. Переведем это предложение на английский язык и получим: "The Moon is round". Появляется связка "is", которая незримо присутствует и в русском языке, достаточно перевести предложение в прошедшее время, чтобы понять это: "Луна была круглой". Придется считать и связки простыми предметами. Но как А. ф. отражается в языке? По Витгенштейну, ему соответствует "элементарное предложение" - "Луна круглая"; простым же предметам соответствуют простые имена: "Луна" и "круглый". Из совокупности А. ф. складываются сложные факты, например: "Земля и Луна круглые". Соединение происходит в данном случае при помощи логической связки "и" и называется конъюнкцией или логическим сложением. Сложному факту соответствует сложное предложение, основная единица логического и естественного языка. Получается стройная пропорция: простой предмет --------А. ф.--------------факт 1 имя---------------элементарное-------- предложение предложение. Все шесть терминов связаны свойством проективности, они отражают друг друга. Язык в точности копирует реальность. Это, конечно логическая утопия. Как быть тогда с такими предложениями, как "Ух ты!" или "Немедленно убирайтесь отсюда!" (во второй половине своего творчества Витгенштейн заинтересовался именно такими предложениями (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЯЗЫКОВАЯ ИГРА). В "Трактате" же он считал, что мир состоит из совокупности А. ф., а язык – из совокупности элементарных предложений. Логически эта концепция была безупречна. Но Витгенштейн жил в эпоху, когда господствовало неомифологическое сознание (см. НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ), которое не могло не коснуться даже его. И оно его коснулось. Ведь представление о всеобщей взаимосвязи и взаимном отражении предметов и имен – это мифологическое представление (см. МИФ). Говоря о том, что все его шесть терминов взаимосвязаны, Витгенштейн вдруг добавляет: "Как в сказке о двух юношах, их лошадях и их лилиях. Они все в определенном смысле одно". Речь идет о сказке братьев Гримм "Золотые дети". Там из одного куска золота, поделенного на шесть (!) частей, выросли два золотых юноши, два коня и две лилии. Они никогда не расставались, а когда все-таки приходилось это делать, то в случае если с одним из братьев случалась беда, лилии привядали и тем самым сигнализировали об этом. Они были из одного куска. Как А. ф., предмет. факт, имя, элементарное предложение и сложное предложение. Это чрезвычайно характерно для ХХ в., когда слишком логическое оказывается на поверку мифологией. Не на этом липостроен художественный мир короля прозы ХХ в. Хорхе ЛуисаБорхеса? (см. ЛОГАЭДИЗАЦИЯ, МОДЕРНИЗМ, ПРИНЦИПЫ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА).

Словарь культуры XX века. .


.

Смотреть что такое "АТОМАРНЫЙ ФАКТ" в других словарях:

  • атомарный факт —         АТОМАРНЫЙ ФАКТ (от греч. atomos неделимый) одно из основополагающих понятий логического атомизма. Как и вся эта концепция, понятие А. ф. является результатом проецирования логической структуры языка, а именно атомарно экстенциональной… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Рассел Бертран — Отказ от идеализма     Оглядываясь на пройденный путь, Бертран Рассел (1872 1970) писал в «Автобиографии» (1962): «Я нахожу, что моя жизнь стоила того, чтобы быть прожитой, и я бы вновь пережил ее с радостью, если бы была возможность». В этой… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • БИОГРАФИЯ —         повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. личности может быть предметом науки,… …   Энциклопедия культурологии

  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философская традиция, объединяющая различные философские направления (логический позитивизм, философию лингвистического анализа, теорию речевых актов). Зарождение А.ф. в начале ХХ в. связано с кризисом метафизической философии (см. АБСОЛЮТНЫЙ… …   Энциклопедия культурологии

  • АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — (от древнегр. autos сам) замкнуто углубленный тип личности или культурного феномена; применительно к личности используется также термин шизоид (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ). Его не следует путать с понятием шизофреник . Шизоид тип личности, в крови… …   Энциклопедия культурологии

  • ВЕРИФИКАЦИОНИЗМ — (от лат. verus истинный и facio делаю) методологическая концепция, согласно которой научная истина устанавливается путем эмпирической проверки ее фактов. В. получил широкое распространение в связи с концепцией языка науки в логическом эмпиризме… …   Энциклопедия культурологии

  • ДЗЭНСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — Дзэн буддизм ответвление классического индийского буддизма, перешедшего из Индии в Китай, а оттуда в Японию, где он стал одной из национальных религий и философий. Д. м. особенно важно для культурного сознания ХХ в. как прививка против истового… …   Энциклопедия культурологии

  • ЛОГАЭДИЗАЦИЯ — один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибризации (см. ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ). Логаэд это тип метрической композиции (см. СИСТЕМА СТИХА), суть которого заключается в том, что внутри стихотворной строки… …   Энциклопедия культурологии

  • ФОНОЛОГИЯ — раздел лингвистики ХХ в., изучающий звуки речи в их функциональном, смыслоразличительном отношении. Ф. не следует путать с фонетикой, изучающей звуки речи в их акустическом звучании. Ф. зародилась в начале ХХ века. У ее истоков стоят русские… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от лат. expressio выражение) направление в австро немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности,… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.