CEPP

CEPP
CEPP
        (Serres) Мишель (р. 1930) - франц. философ, культуролог, эстетик, историк науки и религии. Наметил новые подходы к традиц. проблемам культуры, эстетики и философии науки, а также нашел точки пересечения постмодернистской эстетики и постнеклассич. знания. С. настаивает на введении и укреплении субъективности в новейших направлениях совр. науки при помощи философско-эстетич. методов. Осн. мысль С. такова: существует узкий переход между точными науками и науками о человеке, подобный лабиринту. Преодолеть его можно лишь на путях коммуникации между двумя ветвями совр. культуры (метод “беспорядочного энциклопедизма”). С. исходит из неразделимости искусства, науки, мифологии, единства пространства-времени культуры, где Лукреций, Золя, Мишле, Тёрнер — наши современники. Хаос, изобретения и случайности поэтич. мира Лукреция — прообраз множественности, сложности, поливалентности постнеклассич. знания, проза Золя — предвосхищение физиологич. открытий, пьесы Мольера — социол. изучения об-ва. С. считает эстетич. знание более комплексным, полным и гибким по сравнению с естественнонаучным. Философия, лит-ра, миф, сказка способны увидеть горизонты, сегодня еще не доступные физике и математике, и тем самым стимулируют научный прогресс. При этом эстетика, не стремясь занять все пространство культуры, дает ее стереоскопич. видение.
        Научное творчество С. концентрируется вокруг трех определенных им в качестве осн. способов познания — филос., научного и художественно-мифол. В его работе “Система Лейбница и математич. модели” (1968) исследуется классич. парадигма знания — ясное, упорядоченное видение мира, когда основой метафизики является математика. Лейбницевский идеал порядка и закона как гаранта стабильности интерпретируется в духе концепции “знания-власти”, видящей в классич. рациональности предтечу тоталитарной власти над природой и об-вом, сближающей ее с военным искусством. Определяя систему Лейбница как закрытую, С. считает ее символом эпистемологич. смерти.
        Критике эпистемологич. догматизма, обоснованию роли эстетики и искусства как одного из источников научных знаний посвящена книга “Юность: о Жюле Верне” (1974). Исследуя связи между природой и наукой, путешествиями и знаниями, С. приходит к выводу, что искусство и наука — формы эпистемологич. путешествий, создающих новые связи между человеком и миром.
        Синтезом лит-ры, науки, мифологии С. считает творчество Золя. В книге “Огни и сигналы в тумане: Золя” (1975) создатель эстетики натурализма предстает как мыслитель, увидевший сквозь ветви генеалогич. древа будущее рождение генетики.
        Одной из ключевых фигур в истории культуры, чье творчество содержало ростки будущего постмодернистского ее этапа, С. считает Лукреция. В книге “Рождение физики в тексте Лукреция. Потоки и водовороты” (1977) античный мыслитель предстает творцом согласия человека и природы. Отказ от идеи господства человека над природой основан на концепции целостности мира и открытости, множественности, текучести знания, эпистемологич. жизни.
        Темой, объединяющей исследования С., является проблема коммуникации. Теорию информации он считает тем перекрестком, на к-ром встречаются гуманитарная и научная культуры. Наука в целом — послание, выраженное в кодах: языковом, генетич., матем., физич., хим. и т.д. При этом и совр. наука, и искусство содержат все аспекты коммуникации — информацию, шум, избыточность. Попыткой приведения своих теор. взглядов в систему стала программа С. “Начала”, сопоставимая по структуре с психоанализом четырех стихии в “Поэтике пространства” Башляра. Каждому из мировых начал здесь соответствуют условия развития, исследующая их наука, а также посвященные им труды самого автора. Свое дальнейшее развитие концепция “Начал” нашла в пятитомнике “Гермес” (1968-82). В центре этого труда — проблемы коммуникации в философии, эстетике, науке и технике. В нем прослежены переходы от античного синкретизма к классич. рациональности, а также специфика постнеклассич. науки и постмодернистской эстетики.
        Трактовка С. философии, культуры и искусства как термодинамич. систем, машин, живых организмов, стремящихся к хаосу, распадающихся на отд. знаки, стала одной из аксиом эстетики постмодернизма. Ее открытость, описательность, безоценочность связаны с видением искусства как живой мультитемпоральной машины, перерабатывающей шум и информацию в худож. язык. Вместе с тем искусство, как и наука, — своего рода дамбы знания на пути энтропийного потока бытия, способные остановить саморазрушительный дрейф совр. культуры.

Соч.: Le Systeme de Leibniz et ses modeles mathema-tiques. P., 1969; 1984; Zola: Feux et signaux de brume. P., 1976; La Naissance de la physique dans le texte de Lucrece: Fleuves et turbulences. P., 1977; Le Parasite. P., 1980; Hermes. V. 1: La Communication. P., 1968; 1984. V. 2: L'interference. P., 1972; V. 3: La traduction. P., 1974; V. 4: La Distribution. P., 1977; V. 5: Le passage de Nord-Ouest. P., 1980; Le contrat naturel. P., 1990; Jouvences sur Jules Verne. P., 1991.

Н.Б. Маньковская

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "CEPP" в других словарях:

  • History of the Portuguese Communist Party — The History of the Portuguese Communist Party (Portuguese: Partido Comunista Português , pron. IPA2|pɐɾ. ti.ðu ku.mu. niʃ.tɐ puɾ.tu. ɣeʃ or PCP), spans a period of more than 85 years, since its foundation in 1921 as the Portuguese section of the… …   Wikipedia

  • Universiti Teknologi Malaysia — Infobox University name = Technology University of Malaysia native name = Universiti Teknologi Malaysia image size = 150px caption = Seal of the Technology University of Malaysia latin name = motto = Kerana Tuhan Untuk Manusia mottoeng = For God… …   Wikipedia

  • Почта Сербии — ЈП Пошта Србије Pošta Srbije Тип Государственная корпорация …   Википедия

  • Portuguese Communist Party — Partido Comunista Português Leader Jerónimo de Sousa …   Wikipedia

  • Francisco da Veiga Beirão — Francisco António da Veiga Beirão (Lisbon, July 24, 1841 mdash; Paço de Arcos, November 11, 1916), commonly known as Francisco da Veiga Beirão (pron. IPA2|fɾɐ̃ siʃku dɐ vɐigɐ bɐi ɾɐ̃ũ) or just Veiga Beirão, was a Portuguese politician of the late …   Wikipedia

  • Canzo — Infobox CityIT img coa = Canzo Stemma.png official name = Comune di Canzo region = Lombardy province = Como (CO) elevation m = 402 | area total km2 = 12 population as of = population total = 5072| 31 Giugno 2007 populationdensitymetric = 442… …   Wikipedia

  • History of Portuguese Nationality — The History of Portuguese Nationality is a process with more than 1000 years. Early Nationality in Portugal: Absolute Monarchy The History of Portuguese Nationality began when Afonso Henriques, otherwise known as Afonso I of Portugal, took… …   Wikipedia

  • Janeirinha — In the history of Portugal, the Janeirinha (Portuguese Little January ) was the name of the movement which on 1 January 1868 to protest against the tax on consumables and went onto to carry out administrative reform of the country. With great… …   Wikipedia

  • Antonio Ginestal Machado — António Ginestal Machado (* 3. Mai 1874 in Almeida; † 28. Juni 1940 in Santarém) war ein portugiesischer Gymnasialprofessor, Politiker und Premierminister (Presidente do Conselho de Ministros) während der Ersten Republik. Inhaltsverzeichnis 1… …   Deutsch Wikipedia

  • Jose Domingues dos Santos — José Domingues dos Santos (* 5. August 1885 in Lavra; † 16. August 1958 in Porto) war ein portugiesischer Politiker und Premierminister (Presidente do Conselho de Ministros) während der Ersten Republik. Inhaltsverzeichnis 1 Biographie …   Deutsch Wikipedia


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»