СВЕРХОРГАНИЧЕСКОЕ

СВЕРХОРГАНИЧЕСКОЕ
СВЕРХОРГАНИЧЕСКОЕ
        одно из понятий, использовавшихся в истории социальной мысли для объяснения специфич. характера социокультурньгх феноменов, т.е. качества, отличающего их от природных явлений. Интерпретация феноменов об-ва и культуры каксверхорганическихпредполагает их несводимость к феноменам естеств. порядка (физич., химич., биол.) и требует объяснения социальных и культурных фактов через другие социальные и культурные факты. Таково одно из правил социол. метода, установленное Дюркгеймом. Наиболее разработанные версии концепцииС.” были созданы Спенсером и Крёбером.
        ТерминС.” впервые ввел Спенсер, используя его в контексте теории эволюции. Он разделял эволюцию на органич. и сверхорганическую (соответственно все феномены делились на три класса: неорганич., органич. и сверхорганич.). Указанное разделение Спенсер считал условным и фактически использовал в роли аналитич. инструмента, подчеркивая, что органич. и сверхорганич. эволюция представляет собой частный случай единого эволюц. процесса, охватывающего собой все мироздание; сверхорганич. эволюция является логич. продолжением органической и так же, как она, подчиняется естеств. законам. ПонятиеС.” для Спенсера было по существу тождественно понятиюсоциальное”; он не считал социальные формы жизни свойственными исключительно человеку и включал в число сверхорганич. явлений коллективные формы жизни насекомых (пчел, ос, муравьев), птиц и стадных животных. Особенностью сверхорганич. феноменов человеч. жизни, отличающей человеч. об-ва отсоциальных агрегатовживотных. Спенсер считал их относительно большую сложность, а также то, что у животных социальные формы характеризуются неизменностью, тогда как формы человеч. социальной жизни отличаются высокой изменчивостью во времени и пространстве. КонцепцияС.” Спенсера долгое время пользовалась признанием в англ. школе социальной антропологии.
        В амер. культурной антропологии и социальной науке спенсеровская трактовкаС.” не получила значит. распространения; гораздо большим влиянием пользовалась интерпретация этого термина, данная Крёбером. В трактовке КрёбераС.” приравнивалось ксоциокультурномуи означало атрибут, свойственный исключительно человеч. формам жизненной организации; сверхорганич. характер человеч. об-ва и культуры устанавливался, гл. обр., с целью показать независимость социокультурных феноменов от феноменов других, низших уровней (биол., психол.) и их несводимость к ним, что означало позицию культурного детерминизма. В отличие от Спенсера, Крёбер характеризовал область С. как эмерджентный уровень развития; зарождение социального описывалось им какне просто одна из ступеней пути... <а прыжок в иную плоскость”. С. отождествлялось сосверхбиологическим”, “сверхпсихическим”, а нередко и сосверхиндивидуальным”. В статьеСверхорганическое(1917) Крёбер утверждал, что хотясоциальное может существовать лишь через психическое”, тем не менее цивилизацияне есть сама психич. деятельность; она передается людьми, но существует не в нихкак самостоят, сущность иного порядка; цивилизация отлична и от индивидов, и от агрегата индивидов...” Холистич. мотивы крёберовской трактовкиС.”, близкие по духу к спенсеровской концепцииоб-ва как организма”, были подвергнуты критике крупными амер. антропологами (Э. Сепир, А. Голденвейзер, М. Спиро, Д. Бидни и др.). Вместе с тем, представление о социокультурных феноменах как об эмерджентном уровне развития прочно закрепилось в амер. культурной антропологии. Аналогичную крёберовской интерпретацию культуры как сверхбиологической, илиэкстрасоматической”, области явлений можно найти в работах Р. Лоуи и Л. Уайта.

Лит.: Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1-2. СПб., 1876-77; Он же. Социальная статика. СПб., 1872; Kroeber A.L. The Superorganic // American Anthropologist. 1917. V. 19; Lowie R.H. Cultural Anthropology: A Science // American Journal of Sociology. Chi., 1936. V. 42. N 3; White L. The Science of Culture. N.Y., 1949; Kaplan D. The Superorganic: Science or Metaphysics? // American Anthropologist. New Series. 1965. V. 67, N 4; Bidney D. Theoretical Anthropology. N.Y., 1967.

В. Г. Николаев

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Сверхорганическое
одно из понятий, использовавшихся в истории социальной мысли для объяснения специфич. характера социокультурных феноменов, т.е. качества, отличающего их от природных явлений. Интерпретация феноменов об-ва и культуры каксверхорганическихпредполагает их несводимость к феноменам естеств. порядка (физич., химич., биол.) и требует объяснения социальных и культурных фактов через другие социальные и культурные факты. Таково одно из правил социол. метода, установленное Дюркгеймом. Наиболее разработанные версии концепцииС.” были созданы Спенсером и Крёбером.
ТерминС.” впервые ввел Спенсер, используя его в контексте теории эволюции. Он разделял эволюцию на органич. и сверхорганическую (соответственно все феномены делились на три класса: неорганич., органич. и сверхорганич.). Указанное разделение Спенсер считал условным и фактически использовал в роли аналитич. инструмента, подчеркивая, что органич. и сверхорганич. эволюция представляет собой частный случай единого эволюц. процесса, охватывающего собой все мироздание; сверхорганич. эволюция является логич. продолжением органической и так же, как она, подчиняется естеств. законам. ПонятиеС.” для Спенсера было по существу тождественно понятиюсоциальное”; он не считал социальные формы жизни свойственными исключительно человеку и включал в число сверхорганич. явлений коллективные формы жизни насекомых (пчел, ос, муравьев), птиц и стадных животных. Особенностью сверхорганич. феноменов человеч. жизни, отличающей человеч. об-ва отсоциальных агрегатовживотных, Спенсер считал их относительно большую сложность, а также то, что у животных социальные формы характеризуются неизменностью, тогда как формы человеч. социальной жизни отличаются высокой изменчивостью во времени и пространстве. КонцепцияС.” Спенсера долгое время пользовалась признанием в англ. школе социальной антропологии.
В амер. культурной антропологии и социальной науке спенсеровская трактовкаС.” не получила значит. распространения; гораздо большим влиянием пользовалась интерпретация этого термина, данная Крёбером. В трактовке КрёбераС.” приравнивалось ксоциокультурномуи означало атрибут, свойственный исключительно человеч. формам жизненной организации; сверхорганич. характер человеч. об-ва и культуры устанавливался, гл. обр., с целью показать независимость социокультурных феноменов от феноменов других, низших уровней (биол., психол.) и их несводимость к ним, что означало позицию культурного детерминизма. В отличие от Спенсера, Крёбер характеризовал область С. как эмерджентный уровень развития; зарождение социального описывалось им какне просто одна из ступеней пути... а прыжок в иную плоскость”. С. отождествлялось сосверхбиологическим”, “сверхпсихическим”, а нередко и сосверхиндивидуальным”. В статьеСверхорганическое” (1917) Крёбер утверждал, что хотясоциальное может существовать лишь через психическое”, тем не менее Цивилизацияне есть сама психич. деятельность; она передается людьми, но существует не в нихкак самостоят. сущность иного порядка; цивилизация отлична и от индивидов, и от агрегата индивидов...” Холистич. мотивы крёберовской трактовкиС.”, близкие по духу к спенсеровской концепцииоб-ва как организма”, были подвергнуты критике крупными амер. антропологами (Э. Сепир, А. Голденвейзер, М. Спиро, Д. Бидни и др.). Вместе с тем, представление о социокультурных феноменах как об эмерджентном уровне развития прочно закрепилось в амер. культурной антропологии. Аналогичную крёберовской интерпретацию культуры как сверхбиологической, илиэкстрасоматической”, области явлений можно найти в работах Р. Лоуи и Л. Уайта.
Лит.: Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1-2. СПб., 1876-77; Он же. Социальная статика. СПб., 1872; Kroeber A.L. The Superorganic // American Anthropologist. 1917. V. 19; Lowie R.H. Cultural Anthropology: A Science // American Journal of Sociology. Chi., 1936. V. 42. N 3; White L. The Science of Culture. N.Y., 1949; Kaplan D. The Superorganic: Science or Metaphysics? // American Anthropologist. New Series. 1965. V. 67, N 4; Bidney D. Theoretical Anthropology. N.Y., 1967.
В. Г. Николаев.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/635/%D0%A1%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%A5%D0%9E%D0%A0%D0%93%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%95 Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»