ЛЕТТРИЗМ

ЛЕТТРИЗМ
ЛЕТТРИЗМ
        (lettrisme — франц.)
        художественно-эстетич. течение, основанное в 1946 в Париже И. Изу в содружестве с Г. Помераном. Теор. органом нового движения стал журн. “Леттристская диктатура”. На его страницах было сформулировано творч. кредо Л. — теор. и практич. систематика буквы (lettre) во всех сферах эстетики: буква — осн. элемент всех видов худож. творчества — визуального, звукового, пластич., архитектурного, жестуального. Л. — утопич. проект освобождения индивида путем распространения креативности на жизнедеятельность в целом, ее глобальную трансформацию, предполагающую отказ от разделения и специализации труда, преобразования экон., полит., мед., литературно-худ ож. порядка.
        В 1947 Изу публикует первый манифест Л. “За новую поэзию, за новую музыку”, содержащий более 300 с. и оцененный современниками как крупнейшее культурное событие со времен футуризма, дадаизма и сюрреализма. В нем выдвигаются идеи превращения поэзии в музыку, целостное искусство, способное осуществить древнюю поэтич. мечту — дойти до людей поверх границ и нац. различий. Поэзия Л. мыслится как первый истинный интернационал. Ссылаясь на платоновскую концепцию вдохновения и творчества, его диалог “Ион”, Изу призывает вернуть творчеству стихийную силу первоистоков. Концептуальные идеи Л. во многом перекликаются с эстетикой интуитивизма.
        В движении Л. приняли участие более ста деятелей культуры. Наиболее заметные из них — Ж.-Л. Бро, Ж. Вольман, Ф. Дюфренн, Л. Леметр. Начиная с 1946 и по наши дни леттристы проводят выставки, дебаты, культурные акции, выпускают журналы (“Ур”, “Ион”) и другие печатные издания.
        Л. оказал существ, влияние на совр., в частности, постмодернистское искусство. Обращение к мелодии, а не смыслу фразы; игра сочетаниями букв; возвращение буквы к первобытному звукоподражанию, крику, предшествующему слову; превращение пред-слова, пред-знака, иероглифич. письма в основу нового искусства метаграфики предвосхитили нек-рые идеи Ж. Делёза и Ф. Гаттари о худож. географике. Высказанная И. Изу в работе “Эстетика кино” гипотеза о грядущей смерти кино, его превращении в перманентный хэппенинг, чистый жест, а кинодиспута — в произведение искусства была реализована ситуационизмом.

Лит.: Lettrisme et hypergraphie. P., 1971; Isou I. De 1'impressionnisme au lettrisme: 1'evolution des moyens de realisation de la peinture moderne. P., 1974; Curtay J.-P. La Poesie lettriste. P., 1974; Sabatier R. Le Lettrisme. Les creations et les createurs. Nice, 1989; Lettaillieur F. Encyclopedic du lettrisme. 5 vol. P., 1989; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Я. Б. Маньковская

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Леттризм
(lettrisme — фр.) Художественно-эстетическое течение, основанное в 1946 г. в Париже И. Изу в содружестве с Г. Помераном. Теоретическим органом нового движения стал журнал «Леттристская диктатура». На его страницах было сформулировано творческое кредо Л. — теоретическая и практическая систематика буквы (lettre) во всех сферах эстетики: буква — основной элемент всех видов художественного творчества — визуального, звукового, пластического, архитектурного, жестуального. Л. — утопический проект освобождения индивида путем распространения креативности на жизнедеятельность в целом, ее глобальную трансформацию, предполагающую отказ от разделения и специализации труда, преобразования экономического, политического, медицинского, литературно-художественного порядка. В 1947 г. Изу публикует первый манифест Л. «За новую поэзию, за новую музыку», содержащий более 300 с. и оцененный современниками как крупнейшее культурное событие со времен футуризма, дадаизма и сюрреализма. В нем выдвигаются идеи превращения поэзии в музыку, целостное искусство, способное осуществить древнюю поэтическую мечту — дойти до людей поверх границ и национальных различий. Поэзия Л. мыслится как первый истинный интернационал. Ссылаясь на платоновскую концепцию вдохновения и творчества, его диалог «Ион», Изу призывает вернуть творчеству стихийную силу первоистоков. Концептуальные идеи Л. во многом перекликаются с эстетикой интуитивизма. В движении Л. приняли участи более ста деятелей культуры. Наиболее заметные из них — Ж.-Л. Бро, Ж. Волман, Ф. Дюфрен, Л. Лемэтр. Начиная с 1946 г. летгристы проводят выставки, дебаты, культурные акции, выпускают журналы («Ур», «Потлач», «Ион») и другие печатные издания. Л. оказал существенное влияние на современное, в частности, постмодернистское искусство. Обращение к мелодии, а не смыслу фразы; игра сочетаниями букв; возвращение буквы к первобытному звукоподражанию, крику, предшествующему слову; превращение пред-слова, пред-знака, иероглифического письма в основу нового искусства метаграфики предвосхитили некоторые идеи Ж. Делёза и Ф. Гваттари о художественной географике. Высказанная И. Изу в работе «Эстетика кино» гипотеза о грядущей смерти кино, его превращении в перманентный хэппенинг, чистый жест, а кинодиспута — в произведение искусства была реализована ситуационизмом.
Лит.: Lettrisme et hypergraphie. P., 1971;
Isou I. De l'impressionnisme au lettrisme: l'evolution des moyens de realisation de la peinture moderne. P., 1974;
Curtay J.-P. La Poesie lettriste. P., 1974;
Sabotier R. Le Lettrisme. Les creations et les createurs. Nice, 1989;
Lettaillieur F. Encyclopedie du lettrisme. 5 vol. P., 1989;
Groupes, mouvements, tendances de l'art contemporain depuis 1945. 2 ed. P., 1990.
H. M.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.

Леттризм
франц. lettrisme, от lettre – буква.
художественно-эстетич. течение, основанное в 1946 в Париже И. Изу в содружестве с Г. Помераном. Теор. органом нового движения стал журн. “Леттристская диктатура”. На его страницах было сформулировано творч. кредо Л. — теор. и практич. систематика буквы (lettre) во всех сферах эстетики: буква — осн. элемент всех видов худож. творчества — визуального, звукового, пластич., архитектурного, жестуального. Л. — утопич. проект освобождения индивида путем распространения креативности на жизнедеятельность в целом, ее глобальную трансформацию, предполагающую отказ от разделения и специализации труда, преобразования экон., полит., мед., литературно-худож. порядка.
В 1947 Изу публикует первый манифест Л. “За новую поэзию, за новую музыку”, содержащий более 300 с. и оцененный современниками как крупнейшее культурное событие со времен Футуризма, Дадаизма и Сюрреализма. В нем выдвигаются идеи превращения поэзии в музыку, целостное искусство, способное осуществить древнюю поэтич. мечту — дойти до людей поверх границ и нац. различий. Поэзия Л. мыслится как первый истинный интернационал. Ссылаясь на платоновскую концепцию вдохновения и творчества, его диалог “Ион”, Изу призывает вернуть творчеству стихийную силу первоистоков. Концептуальные идеи Л. во многом перекликаются с эстетикой Интуитивизма.
В движении Л. приняли участие более ста деятелей культуры. Наиболее заметные из них — Ж.-Л. Бро, Ж. Вольман, Ф. Дюфренн, Л. Леметр. Начиная с 1946 и по наши дни леттристы проводят выставки, дебаты, культурные акции, выпускают журналы (“Ур”, “Ион”) и другие печатные издания.
Л. оказал существ. влияние на совр., в частности, постмодернистское искусство. Обращение к мелодии, а не смыслу фразы; игра сочетаниями букв; возвращение буквы к первобытному звукоподражанию, крику, предшествующему слову; превращение пред-слова, пред-знака, иероглифич. письма в основу нового искусства метаграфики предвосхитили нек-рые идеи Ж. Делёза и Ф. Гаттари о худож. географике. Высказанная И. Изу в работе “Эстетика кино” гипотеза о грядущей смерти кино, его превращении в перманентный Хэппенинг, чистый жест, а кинодиспута — в произведение искусства была реализована ситуационизмом.
Лит.: Lettrisme et hypergraphie. P., 1971; Isou I. De 1'impressionnisme au lettrisme: 1'evolution des moyens de realisation de la peinture moderne. P., 1974; Curtay J.-P. La Poesie lettriste. P., 1974; Sabatier R. Le Lettrisme. Les creations et les createurs. Nice, 1989; Lettaillieur F. Encyclopedic du lettrisme. 5 vol. P., 1989; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain depuis 1945. P., 1989.
Н. Б. Маньковская.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЛЕТТРИЗМ" в других словарях:

  • Леттризм — (фр. lettrisme) французское авангардное движение, основанное румынским иммигрантом Исидором Изу в середине 40 х годов XX века в Париже. Основа леттризма систематизация и классификация буквы (lettre) во всех сферах культуры и творчества. Чаще …   Википедия

  • Тер-Оганьян, Давид Авдеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тер Оганьян. Давид Тер Оганьян …   Википедия

  • летризм — а, м. lettrisme m. Авангардистская литературная теория, согласно которой сущность поэзии в звучании произвольно поставленных букв в словах; использование в стихах звуковых возможностей произношения букв ц цифр. Это сближает нас с воззрениями… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Формализм (социальн.) — Формализм (франц. formalisme, от лат. formalis √ относящий к форме), предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма). В области человеческих отношений Ф. проявляется в… …   Большая советская энциклопедия

  • Формализм — I Формализм (франц. formalisme, от лат. formalis – относящий к форме)         предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма). В области человеческих отношений Ф. проявляется… …   Большая советская энциклопедия

  • Детурнемент — (detournement, фp. отклонение, совращение; detour поворот, извилина; обходной путь; уловка) Деконструктивистский метод (см.: Деконструкция) культурного производства (арт деятельности), разработанный и использовавшийся ультрарадикальной группой… …   Энциклопедия культурологии

  • ФОРМАЛИЗМ — направление в эстетике, искусстве, литературе, акцентирующее значение формы в ущерб содержанию или даже при полном забвении последнего; в этике термин, обозначающий всякую этическую теорию, которая, подобно этике И. Канта, кладет в основу своих… …   Философская энциклопедия

  • Художественные стили, направления и группы — …   Википедия

  • Дебор, Ги-Эрнст — Ги Эрнст Дебор фр. Guy Ernst Debord Ги Дебор (в центре) с Мишель Бернштейн и Асгером Йорном Дата рождения: 28 декабря 1931( …   Википедия

  • Парадоксизм — Парадоксизм(англ. Paradoxism) авангардное движение в литературе, искусстве, философии, науке, основанное на активном использовании антитез, антиномий, противоречий, парабол, дополнений и парадоксов в творчестве. Парадоксизм был основан… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»