КРЖИЖАНОВСКИЙ

КРЖИЖАНОВСКИЙ
КРЖИЖАНОВСКИЙ
        Сигизмунд Доменикович (1887-1950) мыслитель, историк и теоретик лит-ры и театра, писатель. Один из первых в России занимался вопросами психологии творчества; создал самобытную философию культуры.
        Окончил юрид. ф-т Киев. ун-та, параллельно занимаясь на филол. ф-те. В 1918-22 читал лекции по психологии творчества, истории и теории театра, лит-ры, музыки. Печатался в журналах “Зори”, “Неделя искусства, лит-ры и театра”. В 1922 в Москве преподавал в студии Камерного театра, где в декабре 1923 состоялась премьера пьесы К. “по схеме Честертона” “Человек, который был Четвергом”. В 1925-31 сотрудничал в БСЭ. В сер. 20-х гг. активно участвовал в деятельности Гос. Академии Худож. Наук. В 1939 принят в Союз писателей. В к. 20-40-х гг. публиковал статьи по истории и теории лит-ры, театра в газете “Советское искусство”, журналах “Лит. критик”, “Интернац. лит-ра” и др. Отдельной брошюрой издал работу “Поэтика заглавий” (1931). Четырежды безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей.
        К. — писатель европ. уровня, сравнимый по масштабу дарования с Ф. Кафкой, Х.Л. Борхесом, А. Камю, Г. Гессе. Отличит, черта прозы этого писателя и мыслителя — постоянная рефлексия на темы мировой культуры.
        Философия культуры К., генетически связанная с системой взглядов на культуру, разработанной в свое время рус. символистами, представляет мировую культуру как единое информационно-образное поле, где отд. элементы, относящиеся к разл. эпохам и странам, сосуществуют на равных правах и постоянно взаимодействуют.
        Огромное влияние на него оказали филос. системы Канта, Лейбница, античные и ср.-век. философы, а также Шекспир, Гофман, По, Свифт, А.Белый, А. Грин. Отд. элементы этого культурного поля используются К. для осмысления процессов, происходящих в совр. ему мире, в т.ч. в России, суть к-рых сводится к разрушению культуры. Планомерному уничтожению духовности К. противопоставляет демонстративный уход не “в небытие”, но в Бытие духовное лирич. героя.
        Важнейшие темы его творчества: Память и Игра — в карнавальном ее аспекте — как единственно возможный способ существования светской культуры. В этой связи симптоматично частое обращение К. к рассмотрению проблем теории и философии театра.
        В системе образов К. чрезвычайно важную роль играют также такие метаобразы, как Город, Книга и Слово.
        Часто используя в своем творчестве устойчивые мифологемы, переосмысливая их, К. создает на их основе принципиально новые “мифы”, являющиеся таковыми лишь по форме, по сути же направленные на разрушение мифов, которые рождала окружающая его, в т.ч. и советская, действительность. Метод работы К. с известной долей условности может быть назван методом “коллажа” из разл. текстов в рамках создаваемого мета-текста, в к-ром очень велика роль культурных цитат, аллюзий и реинтерпретации в новом контексте образов и идей, рожденных на разных этапах развития мировой культуры.

Соч.: Воспоминания о будущем. М., 1989; Возвращение Мюнхгаузена. Л., 1990; Сказки для вундеркиндов. М., 1991; “Страны, которых нет”: Ст. о лит. и театре. Записные тетради. М., 1994; Боковая ветка. М., 1994.

Лит.: Гаспаров М. Мир Сигизмунда Кржижановского // Октябрь. 1990. N 3; Перельмутер В. “Судьба берет себе звезды” // Совр. драматургия. 1992. N 2; Топоров В.Н. “Минус”-пространство Сигизмунда Кржижановского // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

И. Б. Делекторская

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Кржижановский
Сигизмунд Доменикович Кржижанóвский (1887-1950)
мыслитель, историк и теоретик лит-ры и театра, писатель. Один из первых в России занимался вопросами психологии творчества; создал самобытную философию культуры.
Окончил юрид. ф-т Киев. ун-та, параллельно занимаясь на филол. ф-те. В 1918-22 читал лекции по психологии творчества, истории и теории театра, лит-ры, музыки. Печатался в журналах “Зори”, “Неделя искусства, лит-ры и театра”. В 1922 в Москве преподавал в студии Камерного театра, где в декабре 1923 состоялась премьера пьесы К. “по схеме Честертона” “Человек, который был Четвергом”. В 1925-31 сотрудничал в БСЭ. В сер. 20-х гг. активно участвовал в деятельности Гос. Академии Худож. Наук. В 1939 принят в Союз писателей. В к. 20-40-х гг. публиковал статьи по истории и теории лит-ры, театра в газете “Советское искусство”, журналах “Лит. критик”, “Интернац. лит-ра” и др. Отдельной брошюрой издал работу “Поэтика заглавий” (1931). Четырежды безуспешно пытался издать сборники новелл и повестей.
К. — писатель европ. уровня, сравнимый по масштабу дарования с Ф. Кафкой, Х.Л. Борхесом, А. Камю, Г. Гессе. Отличит. черта прозы этого писателя и мыслителя — постоянная рефлексия на темы мировой культуры.
Философия культуры К., генетически связанная с системой взглядов на культуру, разработанной в свое время рус. символистами, представляет мировую культуру как единое информационно-образное поле, где отд. элементы, относящиеся к разл. эпохам и странам, сосуществуют на равных правах и постоянно взаимодействуют.
Огромное влияние на него оказали филос. системы Канта, Лейбница, античные и ср.-век. философы, а также Шекспир, Гофман, По, Свифт, А. Белый, А. Грин. Отд. элементы этого культурного поля используются К. для осмысления процессов, происходящих в совр. ему мире, в т.ч. в России, суть к-рых сводится к разрушению культуры. Планомерному уничтожению духовности К. противопоставляет демонстративный уход не “в небытие”, но в Бытие духовное лирич. героя.
Важнейшие темы его творчества: Память и Игра — в карнавальном ее аспекте — как единственно возможный способ существования светской культуры. В этой связи симптоматично частое обращение К. к рассмотрению проблем теории и философии театра.
В системе образов К. чрезвычайно важную роль играют также такие метаобразы, как Город, Книга и Слово.
Часто используя в своем творчестве устойчивые мифологемы, переосмысливая их, К. создает на их основе принципиально новые “мифы”, являющиеся таковыми лишь по форме, по сути же направленные на разрушение мифов, которые рождала окружающая его, в т.ч. и советская, действительность. Метод работы К. с известной долей условности может быть назван методом “коллажа” из разл. текстов в рамках создаваемого метатекста, в к-ром очень велика роль культурных цитат, аллюзий и реинтерпретации в новом контексте образов и идей, рожденных на разных этапах развития мировой культуры.
Соч.: Воспоминания о будущем. М., 1989; Возвращение Мюнхгаузена. Л., 1990; Сказки для вундеркиндов. М., 1991; “Страны, которых нет”: Ст. о лит. и театре. Записные тетради. М., 1994; Боковая ветка. М., 1994.
Лит.: Гаспаров М. Мир Сигизмунда Кржижановского // Октябрь. 1990. N 3; Перельмутер В. “Судьба берет себе звезды” // Совр. драматургия. 1992. N 2; Топоров В.Н. “Минус”-пространство Сигизмунда Кржижановского // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.
И. Б. Делекторская.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "КРЖИЖАНОВСКИЙ" в других словарях:

  • Кржижановский — Глеб Максимилианович (1872 1959). В начале 90 х годов один из участников петербургской группы РСДРП (совместно с С. И. Радченко, А. Ванеевым, Старковым, Н. К. Крупской, Запорожцем, Якубовым, Невзоровым). После отбытия ссылки в 1895 г. вошел в… …   1000 биографий

  • КРЖИЖАНОВСКИЙ — Глеб Максимилианович (1872 1959), политический деятель, академик (1929), вице президент (1929 39) АН СССР, Герой Социалистического Труда (1957). В 1903 04 член ЦК РСДРП. В 1920 председатель комиссии по разработке плана ГОЭЛРО. В 1921 23, 1925 30… …   Русская история

  • Кржижановский Г. — Глеб Максимилианович Кржижановский 1 й Председатель Государственной общеплановой комиссии при Совете труда и обороны РСФСР февраль 1921 года   13 августа 1923 года Премьер министр …   Википедия

  • Кржижановский Г. М. — Глеб Максимилианович Кржижановский 1 й Председатель Государственной общеплановой комиссии при Совете труда и обороны РСФСР февраль 1921 года   13 августа 1923 года Премьер министр …   Википедия

  • Кржижановский С. — Сигизмунд Доминикович Кржижановский писатель Дата рождения: 30 января, 1887 Место рождения …   Википедия

  • Кржижановский С. Д. — Сигизмунд Доминикович Кржижановский писатель Дата рождения: 30 января, 1887 Место рождения …   Википедия

  • Кржижановский — (польск. Krzyżanowski) польская фамилия. Кржижановский, Адриан (1788 1852)  польский историк. Кржижановский, Глеб Максимилианович (1872 1959)  советский государственный и партийный деятель, публицист, поэт. Кржижановский, Игнатий (1826… …   Википедия

  • Кржижановский —         Глеб Максимилианович [12(24).1.1872, Самара, 31.3.1959, Москва], деятель революционного движения в России, советский государственный и партийный деятель; учёный энергетик, академик АН СССР (1929); литератор; Герой Социалистического Труда… …   Большая советская энциклопедия

  • КРЖИЖАНОВСКИЙ — Глеб Максимилианович (12.I.1872 31.III.1959) деятель революц. движения в России, ученый энергетик, акад. (с 1929), Герой Социалистич. Труда (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1893. Род. в Самаре в семье интеллигента. В 1889 94 учился в Петерб.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Кржижановский Г. М. — КРЖИЖАНÓВСКИЙ Глеб Максимилианович (1872–1959), гос. и парт. деятель, учёный энергетик, акад. (1929), вице президент (1929–39) АН СССравни Герой Соц. Труда (1957). Чл. КПСС с 189З. Окончил Петерб. технологич. ин т (1894). С 1919 пред.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»