ЗНАНЕЦКИЙ это:

ЗНАНЕЦКИЙ
ЗНАНЕЦКИЙ
        (Znaniecki) Флориан Витольд (1882-1958) - польский философ, культуролог, один из гл. представителей т.н. гуманистич. направления в социологии 20 в. Его взгляды формировались под влиянием Дилыпея и М. Вебера. Научную деятельность начал с попытки обоснования культуроцентристского тезиса, что основой человеч. бытия являются ценности, создающие культурный мир, познаваемый “науками о культуре”. Выдвинутая им в качестве основы для изучения сознания людей программа соединения социологии как “науки о социальном поведении” с “науками о культуре” сводится к попыткам объединить принципы позитивистского психологизма и аксиологии.
        Книга 3. “Науки о культуре. Их происхождение и развитие” (1952) посвящена проблемам социальных и культурных систем. Рассматривая “попытки развития общей теории культуры” (теории Вико, Гердера, Гегеля, Шпенглера, Тойнби, Сорокина) 3. приходит к выводу, что единств, последоват. попыткой интегрировать все социальные науки о культуре в общую теорию является концепция П. Сорокина, к-рый применил один и тот же подход ко всем областям культуры и связям между культурными феноменами, ввел понятие системы и распространил его на все категории культурных феноменов.
        В осн. своей части теории социальных и культурных систем и социального действия 3. близки к концепции П. Сорокина. Обе эти теории рассматривают культурный мир как нечто в сущности отличное от органич. мира и считают, что науки о культуре отличны от наук о природе. Отличие между феноменами культурными и природными (биофизическими) 3. видит в осознанном характере социокультурной реальности, что похоже на представление П. Сорокина о компоненте смыслов-ценностей-норм как differentia specifica (отличит, признак) социокультурных феноменов. Культурное действие 3. определяет как динамич. систему взаимозависимых изменяющихся ценностей, к-рые могут быть организованы и соединены в более обширные сложные системы действий с той же самой центр, или доминирующей ценностью, придающей такому сложному действию единство.
        3. отождествляет культурные и социальные системы; он полагает, что социальные системы — гос-во, семья, полит, партия — это такие же культурные системы, как язык, наука, религия или искусство, а социальная группа обладает всеми осн. чертами культурной системы. Это положение теории культуры 3. подверглось критике П. Сорокина, к-рый обосновал неидентичность культурных и социальных систем.
        Расхождения во взглядах 3. и П. Сорокина касаются также их теории познания. П. Сорокин полагает, что истинное знание культурной Вселенной может быть получено только при соединении трех методов: эмпирического, рационалистического и мистич. интуиции, 3. отрицает последний метод, оставаясь на позициях позитивистской теории познания.
        Осн. отличие теории 3. от теории П. Сорокина в том, что 3. не доводит свои положения до уровня системной теории и не подтверждает свои гипотезы, понятия и выводы соответствующими эмпирич. данными. 3. замыслил свою систему слишком широко и стремился охватить самые разл. сферы деятельности — практич., социальной, пед. и т.д., что привело к фрагментарности его построений.

Соч.: Zagadnienie wartosci w filozofii. Warsz., 1910; Humanizm i poznanie. Warsz., 1912; Cultural Reality. Chi., 1919; Upadek cywilizacji zachodniej. Poznari, 1921; Ludzie terazniejsi a cywilizacja przysztosci. Lwow, 1934; Cultural Sciences: Their Origin and Development. Urbana, 1952.

Лит.: Совр. социол. теория в ее преемственности и изменении. М., 1961; SzackiJ. Znaniecki. Warsz., 1986.

С.Л.

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Знанецкий
Флориан Витольд Знанéцкий (Znaniecki) (1882-1958)
польский философ, культуролог, один из гл. представителей т.н. гуманистич. направления в социологии 20 в. Его взгляды формировались под влиянием Дильтея (см. Дильтей) и М. Вебера. Научную деятельность начал с попытки обоснования культуроцентристского тезиса, что основой человеч. бытия являются ценности, создающие культурный мир, познаваемый “науками о культуре”. Выдвинутая им в качестве основы для изучения сознания людей программа соединения социологии как “науки о социальном поведении” с “науками о культуре” сводится к попыткам объединить принципы позитивистского психологизма и аксиологии.
Книга 3. “Науки о культуре. Их происхождение и развитие” (1952) посвящена проблемам социальных и культурных систем. Рассматривая “попытки развития общей теории культуры” (теории Вико, Гердера, Гегеля, Шпенглера, Тойнби, Сорокина) 3. приходит к выводу, что единств. последоват. попыткой интегрировать все социальные науки о культуре в общую теорию является концепция П. Сорокина, к-рый применил один и тот же подход ко всем областям культуры и связям между культурными феноменами, ввел понятие системы и распространил его на все категории культурных феноменов.
В осн. своей части теории социальных и культурных систем и социального действия 3. близки к концепции П. Сорокина. Обе эти теории рассматривают культурный мир как нечто в сущности отличное от органич. мира и считают, что науки о культуре отличны от наук о природе. Отличие между феноменами культурными и природными (биофизическими) 3. видит в осознанном характере социокультурной реальности, что похоже на представление П. Сорокина о компоненте смыслов-ценностей-норм как differentia specifica (отличит. признак) социокультурных феноменов. Культурное действие 3. определяет как динамич. систему взаимозависимых изменяющихся ценностей, к-рые могут быть организованы и соединены в более обширные сложные системы действий с той же самой центр. или доминирующей ценностью, придающей такому сложному действию единство.
3. отождествляет культурные и социальные системы; он полагает, что социальные системы — гос-во, семья, полит. партия — это такие же культурные системы, как язык, наука, религия или искусство, а социальная группа обладает всеми осн. чертами культурной системы. Это положение теории культуры 3. подверглось критике П. Сорокина, к-рый обосновал неидентичность культурных и социальных систем.
Расхождения во взглядах 3. и П. Сорокина касаются также их теории познания. П. Сорокин полагает, что истинное знание культурной Вселенной может быть получено только при соединении трех методов: эмпирического, рационалистического и мистич. интуиции, 3. отрицает последний метод, оставаясь на позициях позитивистской теории познания.
Осн. отличие теории 3. от теории П. Сорокина в том, что 3. не доводит свои положения до уровня системной теории и не подтверждает свои гипотезы, понятия и выводы соответствующими эмпирич. данными. 3. замыслил свою систему слишком широко и стремился охватить самые разл. сферы деятельности — практич., социальной, пед. и т.д., что привело к фрагментарности его построений.
Соч.: Zagadnienie wartosci w filozofii. Warsz., 1910; Humanizm i poznanie. Warsz., 1912; Cultural Reality. Chi., 1919; Upadek cywilizacji zachodniej. Poznari, 1921; Ludzie terazniejsi a cywilizacja przysztosci. Lwow, 1934; Cultural Sciences: Their Origin and Development. Urbana, 1952.
Лит.: Совр. социол. теория в ее преемственности и изменении. М., 1961; SzackiJ. Znaniecki. Warsz., 1986.
С.Л..
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Смотреть что такое "ЗНАНЕЦКИЙ" в других словарях:

  • Знанецкий — Знанецкий, Флориан Витольд Флориан Витольд Знанецкий Florian Witold Znaniecki Дата рождения: 15 января 1882(1882 01 15) Место рождения: Святники, Польша Дата смерти …   Википедия

  • ЗНАНЕЦКИЙ —         (Zimniecki) Флориан Витольд (15.1.1882, Свентники, Польша, 23.3.1958, Урбана, США), социолог. Основал Польск. социология, институт (1921) и журн. «Przeglad socjologiczny» (1930). В 1941 принял гражданство США.         В работе «Польский… …   Философская энциклопедия

  • ЗНАНЕЦКИЙ — (Znaniecki) Флориан (Витольд) (15.01.1882, Святники, Польша 23.03.1958, Урбана, США) польский философ и социолог, один из главных представителей так называемых гуманистического направления в социологии 20 в. Многократно выезжал в США для чтения… …   Энциклопедия социологии

  • ЗНАНЕЦКИЙ — (Znanietskij) Флориан Витольд (1882 1958) польско американский социолог, философ, культуролог. Учился философии и позже социологии в Кракове, Гнезно, Цюрихе, Париже. По окончании учебы служил в разных организациях, ведающих делами эмиграции, где… …   Новейший философский словарь

  • Знанецкий — (Znaniecki)         Флориан Витольд (15.1.1882, Светники, Польша, 23.3.1958, Урбана, США), буржуазный социолог. Учился в Кракове, Женеве, Париже. В 1920 39 профессор социологии и философии культуры Познанского университета. Основал Польский… …   Большая советская энциклопедия

  • Знанецкий Ф. В. — ЗНАНÉЦКИЙ (Znaniecki) Флориан Витольд (1882–1958), польско амер. социолог. Доцент в Чикаго (1917), проф. в Познани (1920), где он основал Польский социологич. ин т (1921). С 1940 в США. Осн. работа – Польский крестьянин в Европе и… …   Биографический словарь

  • ЗНАНЕЦКИЙ (Znaniecki) Флориан Витольд — (1882 1958) социолог. Родился в Польше. Основал Польский социологический институт (1921). С 1941 в США. Один из авторов теории социального действия. Основная работа Польский крестьянин в Европе и Америке (1918 20, совместно с У. Томасом) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Знанецкий Флориан Витольд — Знанецкий (Znaniecki) Флориан Витольд (15.1.1882, Светники, Польша, 23.3.1958, Урбана, США), буржуазный социолог. Учился в Кракове, Женеве, Париже. В 1920 39 профессор социологии и философии культуры Познанского университета. Основал Польский… …   Большая советская энциклопедия

  • Знанецкий, Флориан Витольд — Флориан Витольд Знанецкий Florian Witold Znaniecki …   Википедия

  • Знанецкий Флориан Витольд — (Znaniecki) (1882 1958), социолог. Родился в Польше. Основал Польский социологический институт (1921). С 1941 в США. Один из авторов теории социального действия. Основная работа  «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 20, совместно с… …   Энциклопедический словарь

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»