ЕВРЕИНОВ

ЕВРЕИНОВ
ЕВРЕИНОВ
        Николай Николаевич (1879-1953) теоретик театра, драматург, режиссер. Окончил Училище правоведения в Петербурге. Гос. чиновник, затем режиссер в театре Комиссаржевской. Создатель Старинного театра (сезоны 1907-1908, 1910-1911),руководитель театра “Кривое зеркало”. С 1905 в эмиграции продолжал театральную деятельность, поставил в Париже неск. русских опер. Издал три тома драмат. сочинений, книгу “История телесных наказаний в России” и др. Автор неск. теор. работ, получивших широкую известность (“Театр как таковой” 1912, “Театр для себя” 1915-1917 и др.)
        Е. первым (во всяком случае в рус. культурной традиции) выстраивает самостоят, ряд культурных явлений, связанных с присущим отд. человеку и целым обществ. институтам стремлениям к преображению (театрализацией), т.е. к игровому, нецеленаправленному изменению природно, рационально или традиционно заданных форм культурного бытия. Такое стремление Е. не считает функцией или целью прогресса, усовершенствования удовлетворения разнообразных человеч. потребностей, но потребностью преображения, к-рой он приписывает изначальное (биол.) происхождение (“инстинкт театральности”). Этот класс явлений отличается качеством театральности, к-рая характеризуется заразительной экспрессивностью, втягивающей всех участников в игру условного действа. По отношению к обществ. институтам выстраивание театрализованных форм происходит за счет ритуалов, обрядов и этикетных действий (Е. не делает между ними различий) — в педагогике, церкви, политике, военном деле, суде и в публичных наказаниях. По отношению к отдельной личности — в эрот. поведении, в приверженности к выстраиванию и переживанию драматич. ситуаций, в значит. роли воображения и игры, в сновидениях, а также в психопатич. параноидальном и шизоидном поведении. При этом Е. глубоко убежден в культурно самостоят. “преэстетической” сущности театральности и считает ее функцию в искусстве вторичной и не самой значительной. Главное в театре — интенсивность театральности, заключенная в его публичности и откровении сценич. игры.
        Причину утверждения театральности как человеч. потребности Е. видит в необходимости освоения мира как объекта преображения и в самоутверждении субъекта как некоей сущности, способной к свободному преображению. Апология театральности завершается утопией социального благоустройства с помощью игрового актерски-театрального восполнения любой жизненной недостаточности (пьеса “Самое главное”, вариант названия “Христос-арлекин”, с ее лейтмотивом “от преображения к преобращению”).
        Современные представления психологии, социологии, искусствознания, этнографии, семиотики и других гуманитарных наук дают иные историко-культурные и структурно-содержат. толкования явлений, отмеченных Е., но связи его наблюдений и нек-рых акцентов со многими направлениями науки и философии культуры 19-20 вв. также могут быть указаны, т.к. театральность в евреиновском смысле связывается с “цветущей сложностью” (К. Леонтьев), “искренней многоликостью”, “душенькой на свободе”(В. Розанов), “жизненным порывом” (А. Бергсон), “либидозной сублимацией” (3. Фрейд), “homo ludens” (И. Хейзинга), “спортивным духом культуры” (X. Ортега-и-Гассет), “отстранением” (В. Шкловский), “очуждением” (Б. Брехт) и др.
        Следуя в театрально-драматургич. и жизненной практике своим теор. принципам, Е. оставил яркий след в культурной жизни России 10-20-х гг. Однако постоянно нарастало несоответствие между его теор. и мировоззренч. радикализмом и происходившей отчасти из тех же теор. установок худож. нетребовательности и даже дилетантизмом, сталкивавшим его на обочину ремесла. В целом культурная деятельность Е. представляет пример утраты черт стиля своеобразной неоромантич. витальности и превращения ее в артистический конформизм, характерный для середины века.

Соч.: Происхождение драмы. Пб., 1921; Азазел и Дионис. Л., 1924; Крепостные актеры. Л., 1925; История русского театра с древнейших времен до 1917 года. Нью-Йорк, 1953; Памятник мимолетному. (Из истории эмигрантского театра в Париже). Париж, 1953; Тайна Распутина. М., 1990.

Лит.: Бруксон Я.Б. Проблема театральности. Пг., 1923; Казанский Б. В. Метод театра: Анализ системы Н.Н. Евреинова. Л., 1925; Бабенко В.Г. Арлекин и Пьеро. Н. Евреинов, А. Вертинский. Екатеринбург, 1992; Golub S. Evreinov. The Theatre of Paradox and Transformation. Ann Arbor. 1984.

Л. Б. Шамшин

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Евреинов
Николай Николаевич Еврéинов (1879-1953)
теоретик театра, драматург, режиссер. Окончил Училище правоведения в Петербурге. Гос. чиновник, затем режиссер в театре Комиссаржевской. Создатель Старинного театра (сезоны 1907-1908, 1910-1911), руководитель театра “Кривое зеркало”. С 1905 в эмиграции продолжал театральную деятельность, поставил в Париже неск. русских опер. Издал три тома драмат. сочинений, книгу “История телесных наказаний в России” и др. Автор неск. теор. работ, получивших широкую известность (“Театр как таковой” 1912, “Театр для себя” 1915-1917 и др.)
Е. первым (во всяком случае в рус. культурной традиции) выстраивает самостоят. ряд культурных явлений, связанных с присущим отд. человеку и целым обществ. институтам стремлениям к преображению (театрализацией), т.е. к игровому, нецеленаправленному изменению природно, рационально или традиционно заданных форм культурного бытия. Такое стремление Е. не считает функцией или целью прогресса, усовершенствования удовлетворения разнообразных человеч. потребностей, но потребностью преображения, к-рой он приписывает изначальное (биол.) происхождение (“инстинкт театральности”). Этот класс явлений отличается качеством театральности, к-рая характеризуется заразительной экспрессивностью, втягивающей всех участников в игру условного действа. По отношению к обществ. институтам выстраивание театрализованных форм происходит за счет ритуалов, обрядов и этикетных действий (Е. не делает между ними различий) — в педагогике, церкви, политике, военном деле, суде и в публичных наказаниях. По отношению к отдельной личности — в эрот. поведении, в приверженности к выстраиванию и переживанию драматич. ситуаций, в значит. роли воображения и игры, в сновидениях, а также в психопатич. параноидальном и шизоидном поведении. При этом Е. глубоко убежден в культурно самостоят. “преэстетической” сущности театральности и считает ее функцию в искусстве вторичной и не самой значительной. Главное в театре — интенсивность театральности, заключенная в его публичности и откровении сценич. игры.
Причину утверждения театральности как человеч. потребности Е. видит в необходимости освоения мира как объекта преображения и в самоутверждении субъекта как некоей сущности, способной к свободному преображению. Апология театральности завершается утопией социального благоустройства с помощью игрового актерски-театрального восполнения любой жизненной недостаточности (пьеса “Самое главное”, вариант названия “Христос-арлекин”, с ее лейтмотивом “от преображения к преобращению”).
Современные представления психологии, социологии, искусствознания, этнографии, семиотики и других гуманитарных наук дают иные историко-культурные и структурно-содержат. толкования явлений, отмеченных Е., но связи его наблюдений и нек-рых акцентов со многими направлениями науки и философии культуры 19-20 вв. также могут быть указаны, т.к. театральность в евреиновском смысле связывается с “цветущей сложностью” (К. Леонтьев), “искренней многоликостью”, “душенькой на свободе” (В. Розанов), “жизненным порывом” (А. Бергсон), “либидозной сублимацией” (3. Фрейд), “homo ludens” (И. Хёйзинга), “спортивным духом культуры” (X. Ортега-и-Гассет), “отстранением” (В. Шкловский), “очуждением” (Б. Брехт) и др.
Следуя в театрально-драматургич. и жизненной практике своим теор. принципам, Е. оставил яркий след в культурной жизни России 10-20-х гг. Однако постоянно нарастало несоответствие между его теор. и мировоззренч. радикализмом и происходившей отчасти из тех же теор. установок худож. нетребовательности и даже дилетантизмом, сталкивавшим его на обочину ремесла. В целом культурная деятельность Е. представляет пример утраты черт стиля своеобразной неоромантич. витальности и превращения ее в артистический конформизм, характерный для середины века.
Соч.: Происхождение драмы. Пб., 1921; Азазел и Дионис. Л., 1924; Крепостные актеры. Л., 1925; История русского театра с древнейших времен до 1917 года. Нью-Йорк, 1953; Памятник мимолетному. (Из истории эмигрантского театра в Париже). Париж, 1953; Тайна Распутина. М., 1990.
Лит.: Бруксон Я.Б. Проблема театральности. Пг., 1923; Казанский Б. В. Метод театра: Анализ системы Н.Н. Евреинова. Л., 1925; Бабенко В.Г. Арлекин и Пьеро. Н. Евреинов, А. Вертинский. Екатеринбург, 1992; Golub S. Evreinov. The Theatre of Paradox and Transformation. Ann Arbor. 1984.
Л. Б. Шамшин.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ЕВРЕИНОВ" в других словарях:

  • Евреинов — Николай Николаевич (1879 ) драматург и театральный теоретик. По исходной точке зрения своего изощренного эстетизма он очень близок Оскару Уайльду (см.). Как Уайльд скорбел об «упадке лжи», видя в ней принцип высшего творчества, так и Е. считает… …   Литературная энциклопедия

  • Евреинов Д. — Евреинов, Дмитрий Иванович Дата рождения: 1742 Дата смерти: 7 января 1814 Место смерти: Петербург Жанр: миниатюра на эмали Награды: Академик Дмитрий Иванович Евреинов (1742  7 января …   Википедия

  • Евреинов Д. И. — Евреинов, Дмитрий Иванович Дата рождения: 1742 Дата смерти: 7 января 1814 Место смерти: Петербург Жанр: миниатюра на эмали Награды: Академик Дмитрий Иванович Евреинов (1742  7 января …   Википедия

  • Евреинов — Евреинов, Иван Михайлович …   Морской биографический словарь

  • Евреинов — Евреиновы русские дворянские роды: Евреинов, Матвей Григорьевич купец. Евреинов, Яков Матвеевич (1700 1772) русский дипломат, консул в Кадиксе, дипломатический агент в Голландии; с 1753 президент коммерц коллегии; действительный статский советник …   Википедия

  • Евреинов — авт. кн. "Народ и его образов." (Ломжа, 1868). {Венгеров}  Евреинов (Evreinof); имел в Москве в 1838 году печатню лубочных картинок (Русские Народ. Карт. IV. 159). {Ровинский} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Евреинов, П. — авт. книг о судоходстве и паровых двигат. (1880 гг.). {Венгеров}  Евреинов, П. авт. описания моск. Оруж. палаты (1834). {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Евреинов — ЕВРЕЕВ ЕВРЕИНОВ Древнерусское евреин еврей.(У) Фамилии, оканчивающиеся на инов, обычно принадлежат дворянству и указывают на нацинальность. Разумеется евреином могли прозвать и любого русского, какназывали немцем любого иностранца. Существует и… …   Русские фамилии

  • Евреинов Григорий Александрович — Евреинов, Григорий Александрович государственный деятель и писатель. Родился в 1839 г. Окончил курс в училище правоведения. Был одним из первых товарищей прокурора петербургского окружного суда, позже прокурором одесской судебной палаты и обер… …   Биографический словарь

  • Евреинов, Дмитрий — Иванович Дата рождения: 1742 Дата смерти: 7 января 1814 Место смерти: Петербург Жанр: миниатюра на эмали Награды: Академик Дмитрий Иванович Евреинов (1742  7 января …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»