ДЕ-РОБЕРТИ это:

ДЕ-РОБЕРТИ
ДЕ-РОБЕРТИ
        (Де-Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843-1915) философ-неопозитивист и социолог. Учился в Александровском лицее в Петербурге, ун-тах Гейдельберга и Йены. В 1894-1907проф. Нового Брюссельского ун-та, член Международного социол. об-ва, один из организаторов Русской Высшей школы общественных наук в Париже. В 1908-15проф. социологии в Психоневрологическом ин-те в Петербурге, один из основателей первой в России кафедры социологии, к-рую возглавлял вместе с М.М. Ковалевским. Последователь и критик О. Конта, Де-Р. развивал философ, основы позитивистской социологии. Его взгляды оказали влияние на последующие поколения позитивистов (Сорокин считал его своим учителем).
        Главные составляющие его теории — био-социальная гипотеза происхождения об-ва и теория развития цивилизации как эволюции знания и духовной культуры (теория четырех факторов развития цивилизации).
        Центральная категория био-социальной гипотезы — понятие надорганического. Согласно Де-Р., это рез-т превращения органической формы энергии в высшую форму. Надорганическое эквивалентно разумной, обществ. или культурной стадии развития человечества. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические). Источником его являются психофизиологические процессы, свойственные человеку как биологическому виду.
        На основе био-социальной гипотезы Де-Р. строит следующий генетический ряд: психическое (на основе психофизического) взаимодействие — общественная группа — личность — цивилизация. Он описывает, как в различных сферах обществ, жизни происходит переход от органической ступени к надорганической. Общественные организации, существовавшие на докультурной (доисторической) стадии эволюции, — род, племя — были следствием простого факта сожительства людей и представляли собой “органическую множественность”. В процессе эволюции подобная множественность стремится перейти в “надорганическое единство”. В сфере социальной организации это общественное или духовное единство людей складывается путем появления зачатков гражданских союзов (община) и последующего развития их в более совершенные (город, государство).
        В нравственной сфере на доисторической ступени развития человечество пребывало в состоянии “органического единства”, т.е. биол. эгоизма, паразитизма и т.п. Затем, в процессе духовного развития человек стремился перейти к ступени “надорганической множественности”, на к-рой развивается альтруизм, кооперация, солидарность. Т.о., на истор., или надорганической, стадии развития появляется собственно нравственное поведение человека.
        И, наконец, в сфере постижения человеком мира происходит превращение индивидуального сознания как психофизического свойства человеческой особи, — через коллективный опыт, а затем личный опыт социализированного человека, — в общий для всего человечества процесс познания. Появление процесса познания — главное, что характеризует стадию культуры, цивилизации.
        Закон соотношения науки, религии и философии, искусства и практич. деятельности получил название закона четырех факторов культуры (цивилизации). Наряду с био-социальной гипотезой, он составляет основное содержание социальной теории Де-Р.
        Как и другие позитивисты, Де-Р. большое внимание уделял понятию прогресса и критериям прогрессивного развития об-ва, каковыми он считал развитие мысли и, в особенности, успехи науки; цель социального прогресса — образование нравств. личности, являющейся носителем эволюции, ее творцом.
        Де-Р. отмечает проявление четырех гл. факторов цивилизации в жизни каждой личности. Все люди — попеременно ученые, философы, художники и практические деятели. Каждый человек сначала наблюдает мир и находит различия в предметах и явлениях, потом судит о них, выбирает близкое или необходимое, символически отмечает свои предпочтения и лишь потом действует. Закон, управляющий миром социальных явлений, действует и по отношению к личности.
        Признавая развитие знания критерием прогресса, Де-Р. считает процесс познания единств, формой свободы в мире, где властвует строгий детерминизм. Нет абсолютной свободы воли, но есть свобода человеческого духа.
        Знание в широком смысле слова, точно так же как философия и искусство, есть накопившаяся и скрытая свобода, а свобода есть наука, философия, эстетика, ставшие активными и выражающиеся вовне.
        Концепция духовной культуры Де-Р. соединяет присущую позитивизму веру в науку, стремление к объективности, к преодолению метафизических сторон философии и социологии и гуманистическую веру в возможности человеческого духа.

Соч.: Политико-экономические этюды. СПб., 1869; Социология. СПб., 1880; Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909; Энергетика и социология // Вестн. Европы. СПб., 1910, № 3-4; Социология и психология // Новые идеи в социологии. Сб. 2. СПб., 1914.

Лит.: История философии в СССР. М., 1968-71. Т. 3-4.

Т. В. Климова

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Де-Роберти
Евгений Валентинович Де-Робéрти (Де-Роберти де Кастро де ла Серда) (1843-1915)
философ-неопозитивист и социолог. Учился в Александровском лицее в Петербурге, ун-тах Гейдельберга и Йены. В 1894-1907 — проф. Нового Брюссельского ун-та, член Международного социол. об-ва, один из организаторов Русской Высшей школы общественных наук в Париже. В 1908-15 — проф. социологии в Психоневрологическом ин-те в Петербурге, один из основателей первой в России кафедры социологии, к-рую возглавлял вместе с М.М. Ковалевским. Последователь и критик О. Конта, Де-Р. развивал философ. основы позитивистской социологии. Его взгляды оказали влияние на последующие поколения позитивистов (Сорокин считал его своим учителем).
Главные составляющие его теории — био-социальная гипотеза происхождения об-ва и теория развития цивилизации как эволюции знания и духовной культуры (теория четырех факторов развития цивилизации).
Центральная категория био-социальной гипотезы — понятие надорганического. Согласно Де-Р., это рез-т превращения органической формы энергии в высшую форму. Надорганическое эквивалентно разумной, обществ. или культурной стадии развития человечества. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические). Источником его являются психофизиологические процессы, свойственные человеку как биологическому виду.
На основе био-социальной гипотезы Де-Р. строит следующий генетический ряд: психическое (на основе психофизического) взаимодействие — общественная группа — личность — цивилизация. Он описывает, как в различных сферах обществ. жизни происходит переход от органической ступени к надорганической. Общественные организации, существовавшие на докультурной (доисторической) стадии эволюции, — род, племя — были следствием простого факта сожительства людей и представляли собой “органическую множественность”. В процессе эволюции подобная множественность стремится перейти в “надорганическое единство”. В сфере социальной организации это общественное или духовное единство людей складывается путем появления зачатков гражданских союзов (община) и последующего развития их в более совершенные (город, государство).
В нравственной сфере на доисторической ступени развития человечество пребывало в состоянии “органического единства”, т.е. биол. эгоизма, паразитизма и т.п. Затем, в процессе духовного развития человек стремился перейти к ступени “надорганической множественности”, на к-рой развивается альтруизм, кооперация, солидарность. Т.о., на истор., или надорганической, стадии развития появляется собственно нравственное поведение человека.
И, наконец, в сфере постижения человеком мира происходит превращение индивидуального сознания как психофизического свойства человеческой особи, — через коллективный опыт, а затем личный опыт социализированного человека, — в общий для всего человечества процесс познания. Появление процесса познания — главное, что характеризует стадию культуры, цивилизации.
Закон соотношения науки, религии и философии, искусства и практич. деятельности получил название закона четырех факторов культуры (цивилизации). Наряду с био-социальной гипотезой, он составляет основное содержание социальной теории Де-Р.
Как и другие позитивисты, Де-Р. большое внимание уделял понятию прогресса и критериям прогрессивного развития об-ва, каковыми он считал развитие мысли и, в особенности, успехи науки; цель социального прогресса — образование нравств. личности, являющейся носителем эволюции, ее творцом.
Де-Р. отмечает проявление четырех гл. факторов цивилизации в жизни каждой личности. Все люди — попеременно ученые, философы, художники и практические деятели. Каждый человек сначала наблюдает мир и находит различия в предметах и явлениях, потом судит о них, выбирает близкое или необходимое, символически отмечает свои предпочтения и лишь потом действует. Закон, управляющий миром социальных явлений, действует и по отношению к личности.
Признавая развитие знания критерием прогресса, Де-Р. считает процесс познания единств. формой свободы в мире, где властвует строгий детерминизм. Нет абсолютной свободы воли, но есть свобода человеческого духа.
Знание в широком смысле слова, точно так же как философия и искусство, есть накопившаяся и скрытая свобода, а свобода есть наука, философия, эстетика, ставшие активными и выражающиеся вовне.
Концепция духовной культуры Де-Р. соединяет присущую позитивизму веру в науку, стремление к объективности, к преодолению метафизических сторон философии и социологии и гуманистическую веру в возможности человеческого духа.
Соч.: Политико-экономические этюды. СПб., 1869; Социология. СПб., 1880; Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909; Энергетика и социология // Вестн. Европы. СПб., 1910, № 3-4; Социология и психология // Новые идеи в социологии. Сб. 2. СПб., 1914.
Лит.: История философии в СССР. М., 1968-71. Т. 3-4.
Т. В. Климова.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Смотреть что такое "ДЕ-РОБЕРТИ" в других словарях:

  • Роберти — (итал. Roberti) итальянская фамилия. Известные носители: Роберти, Франческо (1889 1977) итальянский куриальный кардинал. Роберти, Эрколе де (1450 1496) один из крупных художников феррарской школы …   Википедия

  • РОБЕРТИ Евгений — РОБЕРТИ (де Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843 1915) российский социолог и философ позитивист, последователь О. Конта. Сотрудничал с Э. Литтре и Г. Н. Вырубовым. Профессор в Брюсселе (1894 1907) и Санкт Петербурге (1908 15) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Роберти Евгений Валентинович — Роберти (точнее Де Роберт и де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (25.12.1843, с. Казацкое Подольской губернии, ‒ 8.5.1915, Валентиновка Тверской губернии), русский социолог и философ позитивист. Учился в Александровском лицее (Петербург),… …   Большая советская энциклопедия

  • Роберти, Евгений Валентинович — Евгений Валентинович Де Роберти (другое написание: Де Роберти; полная фамилия: Де Роберти де Кастро де ла Серда; 25 декабря 1843, с. Казацкое, Подольская губерния 8 мая 1915, Валентиновка Тверской губернии) российский социолог, философ и… …   Википедия

  • Роберти Евгений Валентинович — Евгений Валентинович Де Роберти (другое написание: Де Роберти; полная фамилия: Де Роберти де Кастро де ла Серда; 25 декабря 1843, с. Казацкое, Подольская губерния 8 мая 1915, Валентиновка Тверской губернии) российский социолог, философ и… …   Википедия

  • РОБЕРТИ Евгений Валентинович — (1843 1915), русский философ позитивист, социолог. Родился 12 декабря 1843 в с. Казацкое Подольской губернии. Окончил Александровский лицей. Учился в Германии. В 1870 е годы сотрудничал в известном парижском журнале Позитивная философия . В 1894… …   Энциклопедия Кольера

  • Роберти, Эрколе де — Эрколе де Роберти Ercole de Roberti Имя при рождении: Ercole de Roberti Род деятельности: художник Дата рождения …   Википедия

  • Роберти, Эрколе — Эрколе де Роберти Ercole de Roberti художник Дата рождения: 1450 Дата смерти: 1496 …   Википедия

  • Роберти Эрколе де — Эрколе де Роберти Ercole de Roberti художник Дата рождения: 1450 Дата смерти: 1496 …   Википедия

  • Роберти Евгений Валентинович — де Роберти де Кастро де ла Серда (1843 1915), социолог и философ позитивист, последователь О. Конта. Родился в России. Долго жил за границей. Сотрудничал с Э. Литтре и Г. Н. Вырубовым. Профессор в Брюсселе (1894 1907) и Санкт Петербурге (1908 15) …   Энциклопедический словарь

  • Роберти (де Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович — (1843—1915), социолог и философ позитивист, последователь О. Конта. Родился в России. Долго жил за границей. Сотрудничал с Э. Литтре и Г. Н. Вырубовым. Профессор в Брюсселе (1894—1907) и Санкт Петербурге (1908—15) …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ДЕ-РОБЕРТИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»