ГИЛЬДЕБРАНДТ


ГИЛЬДЕБРАНДТ
ГИЛЬДЕБРАНДТ
        (Hildebrandt) Адольф (1847-1921) - нем. художник и теоретик искусства. Решительно утвердив идею абсолютной внеприродной самоценности худож. произведения, тем самым укрепил особую роль иск-ведения в системе гуманитарного познания, постигающего особую реальность “третьего мира” культуры.
        Сжатой суммой взглядов Г. стала книга “Проблема формы в изобразит, искусстве” (1893). Рассуждения о “содержании” Г. считает чем-то наносным, “заимствованной поэзией”, не затрагивающей сути вечных законов формы, определяемых прежде всего как законы идеального зрительного восприятия, раскрывающиеся в соотношении плоскостных и глубинных пространственных концепций, к-рые, выправляя “природные случайности”, организуются в гармонич. формальные констелляции, в конечном счете и обусловливающие высшую целостность и совершенство произведения. Основополагающим термином для исследования “идеально уравновешенного мира истинного искусства” становится для Г. понятие “архитектоники”, образцовым же видом творчества — скульптурный рельеф, позволяющий воплотить процесс оптимально сосредоточенного зрительного восприятия с максимальной, поэтапно разворачивающейся в чередовании пространств. слоев наглядностью.
        “Двойная жизнь” совершенного произведения, т.е. его связь с миром действительности, проявляется не по линии “отражения” (хотя натуроподобие Г. отнюдь не отрицает), но скорее по линии обратного влияния худож. творения, “организующего вокруг себя окружающее пространство”; тем самым “форма бытия” (т.е. феноменологич. данность произведения) преобразуется в “форму воздействия”. Лучшим примером такого упорядочивающего эстетич. воздействия для Г. вновь и вновь становилась антично-ренессансная Италия, где “природа и худож. культура соединились воедино” (как, в частности, в римской вилле, к к-рой относятся данные слова из статьи “Вилла Боргезе...”, 1901).
        Убежденный неоклассик, Г. отнюдь не был закрыт для окружающей реальности, эстетической и политической (так, в статье “К музейному вопросу”, 1906, он выдвинул чрезвычайно самобытный проект музея совершенно нового типа, где памятники старого и совр. искусства сосуществовали бы, дополняя друг друга). Однако в целом эта реальность (выступления “анархистов в искусстве”, взрывы полит, экстремизма, в частности Нояб. революция 1919 в Германии) вызывала крайне негативную его реакцию.
        Воздействие Г. на теорию искусства Г.Вёльфлин сравнил с “освежающим дождем, упавшим на сухую почву”. С появлением книги Г. стало ясным, что особый мир эстетич. ценностей окончательно самоутвердился в системе субъектно-объектных, имманентно-трансцендентных отношений в виде нового “третьего измерения”, требующего собеседования с ним на специфич., не ограничивающемся заимствовании из других гуманитарных сфер, языке.
        Распространению идей Г. в России особенно способствовал перевод его “Проблемы формы...”, выполненный Н.Розенфельдом и В.Фаворским (1913). Именно Фаворский как художник и теоретик, исходя из постулатов Г., развил “утопию бегства” в мир гармонических чистых форм, противостоящих катастрофич. реалиям советской действительности.
        С Г. (как и с его прямым последователем Вёльфлином) было принято связывать генезис т.н. “формализма” в худож. теории. Однако на деле “формализм” Г. отнюдь не стремился свести все к какой-то абстрактной бессодержательности, но энергично очерчивал суверенную универсальность фактов художественной культуры, — универсальность, внутри к-рой форма как бы естественно подразумевает свое содержание, неотделимое в виде к.-л. особой идейной программы.

Соч.: Проблема формы в изобразит, искусстве и собрание статей о Гансе фон Маре. М., 1991.

Лит.: Аронов В.Р. “Конкретная эстетика” А. Гильдебрандта в худож. культуре рубежа XIX-XX веков // Эстетика и жизнь. Вып. 7. М., 1982; Арсланов В.Г. Формальная школа в зап. искусствознании: Осн. направления. Критика. Истор. судьбы. М., 1992.

М.Н. Соколов

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Гильдебрандт
Адольф Гильдебра́ндт (Hildebrandt) (1847-1921)
нем. художник и теоретик искусства. Решительно утвердив идею абсолютной внеприродной самоценности худож. произведения, тем самым укрепил особую роль иск-ведения в системе гуманитарного познания, постигающего особую реальность “третьего мира” культуры.
Сжатой суммой взглядов Г. стала книга “Проблема формы в изобразит. искусстве” (1893). Рассуждения о “содержании” Г. считает чем-то наносным, “заимствованной поэзией”, не затрагивающей сути вечных законов формы, определяемых прежде всего как законы идеального зрительного восприятия, раскрывающиеся в соотношении плоскостных и глубинных пространственных концепций, к-рые, выправляя “природные случайности”, организуются в гармонич. формальные констелляции, в конечном счете и обусловливающие высшую целостность и совершенство произведения. Основополагающим термином для исследования “идеально уравновешенного мира истинного искусства” становится для Г. понятие “архитектоники”, образцовым же видом творчества — скульптурный рельеф, позволяющий воплотить процесс оптимально сосредоточенного зрительного восприятия с максимальной, поэтапно разворачивающейся в чередовании пространств. слоев наглядностью.
“Двойная жизнь” совершенного произведения, т.е. его связь с миром действительности, проявляется не по линии “отражения” (хотя натуроподобие Г. отнюдь не отрицает), но скорее по линии обратного влияния худож. творения, “организующего вокруг себя окружающее пространство”; тем самым “форма бытия” (т.е. феноменологич. данность произведения) преобразуется в “форму воздействия”. Лучшим примером такого упорядочивающего эстетич. воздействия для Г. вновь и вновь становилась антично-ренессансная Италия, где “природа и худож. культура соединились воедино” (как, в частности, в римской вилле, к к-рой относятся данные слова из статьи “Вилла Боргезе...”, 1901).
Убежденный неоклассик, Г. отнюдь не был закрыт для окружающей реальности, эстетической и политической (так, в статье “К музейному вопросу”, 1906, он выдвинул чрезвычайно самобытный проект музея совершенно нового типа, где памятники старого и совр. искусства сосуществовали бы, дополняя друг друга). Однако в целом эта реальность (выступления “анархистов в искусстве”, взрывы полит. экстремизма, в частности Нояб. революция 1919 в Германии) вызывала крайне негативную его реакцию.
Воздействие Г. на теорию искусства Г. Вёльфлин сравнил с “освежающим дождем, упавшим на сухую почву”. С появлением книги Г. стало ясным, что особый мир эстетич. ценностей окончательно самоутвердился в системе субъектно-объектных, имманентно-трансцендентных отношений в виде нового “третьего измерения”, требующего собеседования с ним на специфич., не ограничивающемся заимствованиями из других гуманитарных сфер, языке.
Распространению идей Г. в России особенно способствовал перевод его “Проблемы формы...”, выполненный Н. Розенфельдом и В. Фаворским (1913). Именно Фаворский как художник и теоретик, исходя из постулатов Г., развил “утопию бегства” в мир гармонических чистых форм, противостоящих катастрофич. реалиям советской действительности.
С Г. (как и с его прямым последователем Вёльфлином) было принято связывать генезис т.н. “формализма” в худож. теории. Однако на деле “формализм” Г. отнюдь не стремился свести все к какой-то абстрактной бессодержательности, но энергично очерчивал суверенную универсальность фактов художественной культуры, — универсальность, внутри к-рой форма как бы естественно подразумевает свое содержание, неотделимое в виде к.-л. особой идейной программы.
Соч.: Проблема формы в изобразит. искусстве и собрание статей о Гансе фон Маре. М., 1991.
Лит.: Аронов В.Р. “Конкретная эстетика” А. Гильдебрандта в худож. культуре рубежа XIX-XX веков // Эстетика и жизнь. Вып. 7. М., 1982; Арсланов В.Г. Формальная школа в зап. искусствознании: Осн. направления. Критика. Истор. судьбы. М., 1992.
М.Н. Соколов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Смотреть что такое "ГИЛЬДЕБРАНДТ" в других словарях:

  • Гильдебрандт — (нем. Hildebrandt)  распространённая немецкая фамилия: Гильдебрандт, Захариус (1688 1757)  немецкий органный мастер Гильдебрандт, Георг Фридрих  (1764 1816)  немецкий фармаколог, химик, анатом Гильдебрандт, Иоганн… …   Википедия

  • Гильдебрандт — (Hildebrandt) фамилия нескольких нем. художников, изчисла которых получили наибольшую известность: 1) Фердинанд Теодор Г.(1804 74), старейший из живописцев Дюссельдорфской школы. Ученикберлинской академии художеств и В. Шадова, он, вместе с… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Гильдебрандт — см. Гильтебрандт. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гильдебрандт — фамилия папы Григория VII (см.) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГИЛЬДЕБРАНДТ — см. Григорий VII …   Советская историческая энциклопедия

  • Гильдебрандт — см. Григорий VII …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Гильдебрандт Иван Федорович — Гильдебрандт (Иван Федорович) доктор медицины и хирург, воспитанник Московского университета, где был затем адъюнктом профессора Иноземцeва ; с 1838 г. экстраординарный профессор по кафедре хирургии. Умер в 1859 г. Напечатал: Руководство к… …   Биографический словарь

  • Гильдебрандт Федор Иванович — Гильдебрандт (Hildebrandt, Justus Friedrich), Федор Иванович профессор хирургии и известный оператор в Москве (1773 1845). Преподавал также анатомию и физиологию. Написал Начальные основания всеобщей пафологии (М., 1800) и др …   Биографический словарь

  • Гильдебрандт, Платон Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гильдебрандт. Платон Иванович Гильдебрандт Дата рождения 13 декабря 1817(1817 12 13) Дата смерти 16 мая 1886(1886 05 16) (68& …   Википедия

  • Гильдебрандт, Рихард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гильдебрандт. Рихард Герман Гильдебрандт нем. Richard Hermann Hildebrandt …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ГИЛЬДЕБРАНДТ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.