ГАНСЛИК

ГАНСЛИК
ГАНСЛИК
        (Hanslick) Эдуард (1825-1904) - австр. эстетик и муз. критик. Учился в ун-тах Праги и Вены; с 1856 преподавал историю музыки в Венском ун-те. Значение Г. в эстетике определяется его трактатом “О музыкально-прекрасном” (1854); тезис, данный в этом трактате: “Звучащие подвижные формы — вот единственно и исключительно содержание и предмет музыки”, стал принципом формалистич. эстетики музыки, а Г. традиционно рассматривался в истории эстетики как гл. представитель формализма. Однако определение музыки как чистой формы (сопоставимой с орнаментом, арабесками и игрой форм в калейдоскопе) было лишь одним из обоснований музыки в трактате и вступало в противоречие с характеристикой музыки как духовного, чувственного искусства, не совпадающего в своей форме с архитектонич. и математич. ее закономерностями. Наряду со сведением музыки к чистой форме Г. вполне допускал этич. и космически-универсальное обоснование музыки нем. классич. идеализмом. Во 2-м изд. трактата (1858) Г. устранил или ослабил нек-рые содержат, моменты своего эстетич. истолкования музыки (в прижизненных изданиях трактата его текст менялся), в нем остались резко противоречащие формализму положения (в основе музыки — чувство или “сердце”; музыка доставляет “духовное удовлетворение”); нек-рые из них подчеркивали важные моменты музыки, упускавшиеся из виду совр. эстетикой, — музыка как мысль; воспринимать музыку значит “мыслить посредством фантазии”; подчеркивание неразрывности формы и содержания в музыке. Фактически принципами эстетики Г. были: ясность и обозримость муз. произведения; его уравновешенность; его самодостаточность, автономность, красота и соотв. ей “наслаждение” слушателя. В истолковании таких принципов Г. опирался на классич. образцы, начиная с Моцарта, и решительно противился динамич. переосмыслению формы (т.е. самого принципа муз. мышления) в духе Р. Вагнера и “новонем. школы” (к тенденции к-рой Г. относил и всю программную музыку). Рациональное, подчеркнуто сознат. восприятие искусства, сочетавшееся с изв. гедонизмом переживания, Г. противопоставлял стихийности восприятия, “опьяненности” искусством, предвосхитив критику Вагнера у позднего Ницше. Трактат Г. вызвал бурную полемику, продолжавшуюся десятилетиями и вышедшую за пределы Австрии и Германии. Мн. последователи Г. (О. Гостински в Чехии, Г.А. Ларош в России) глубоко переосмыслили наследие Г. и внесли вклад в эстетику. Г. издал эстетич. работу Т. Билльрота “Кто музыкален?” (Billroth Th. Wer ist musikalisch? 2. Aufl. В., 1896).

Соч.: Vom Musikalisch-Schonen: Aufsatze. Musikkritiken. Lpz.,1982; Aus meinem Leben. Kassel; Basel, 1987; Vom Musikalisch-Schonen. T. 1-2. Mainz, 1990; О прекрасном в музыке. М., 1885; О музыкально-прекрасном. М., 1910.

Лит.: Михайлов А.В. Эдуард Ганслик: К истокам его эстетики//Сов. музыка. 1990. N 3; Михайлов А.В. Эдуард Ганслик и австр. культурная традиция // Музыка. Культура. Человек. Вып. 2. Свердл., 1991; Glatt D. Zur geschichtlichen Bedeutung der Musikaesthetik E. Hanslicks. Munch., 1972; Abegg W. Musikaesthetik und Musikkritik bei E. Hanslick. Regensburg, 1974; Khitti Chr. Eduard Hanslicks Verhaltnis zur Asthetik//Biographische Beitrage zum Musikleben Wiens im 19. und fruhen 20. Jahrhundert. W., 1992.

А.В. Михайлов

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Ганслик
Эдуард Гáнслик (Hanslick) (1825-1904)
австр. эстетик и муз. критик. Учился в ун-тах Праги и Вены; с 1856 преподавал историю музыки в Венском ун-те. Значение Г. в эстетике определяется его трактатом “О музыкально-прекрасном” (1854); тезис, данный в этом трактате: “Звучащие подвижные формы — вот единственно и исключительно содержание и предмет музыки”, стал принципом формалистич. эстетики музыки, а Г. традиционно рассматривался в истории эстетики как гл. представитель формализма. Однако определение музыки как чистой формы (сопоставимой с орнаментом, арабесками и игрой форм в калейдоскопе) было лишь одним из обоснований музыки в трактате и вступало в противоречие с характеристикой музыки как духовного, чувственного искусства, не совпадающего в своей форме с архитектонич. и математич. ее закономерностями. Наряду со сведением музыки к чистой форме Г. вполне допускал этич. и космически-универсальное обоснование музыки нем. классич. идеализмом. Во 2-м изд. трактата (1858) Г. устранил или ослабил нек-рые содержат. моменты своего эстетич. истолкования музыки (в прижизненных изданиях трактата его текст менялся), в нем остались резко противоречащие формализму положения (в основе музыки — чувство или “сердце”; музыка доставляет “духовное удовлетворение”); нек-рые из них подчеркивали важные моменты музыки, упускавшиеся из виду совр. эстетикой, — музыка как мысль; воспринимать музыку значит “мыслить посредством фантазии”; подчеркивание неразрывности формы и содержания в музыке. Фактически принципами эстетики Г. были: ясность и обозримость муз. произведения; его уравновешенность; его самодостаточность, автономность, красота и соотв. ей “наслаждение” слушателя. В истолковании таких принципов Г. опирался на классич. образцы, начиная с Моцарта, и решительно противился динамич. переосмыслению формы (т.е. самого принципа муз. мышления) в духе Р. Вагнера и “новонем. школы” (к тенденции к-рой Г. относил и всю программную музыку). Рациональное, подчеркнуто сознат. восприятие искусства, сочетавшееся с изв. гедонизмом переживания, Г. противопоставлял стихийности восприятия, “опьяненности” искусством, предвосхитив критику Вагнера у позднего Ницше. Трактат Г. вызвал бурную полемику, продолжавшуюся десятилетиями и вышедшую за пределы Австрии и Германии. Мн. последователи Г. (О. Гостински в Чехии, Г.А. Ларош в России) глубоко переосмыслили наследие Г. и внесли вклад в эстетику. Г. издал эстетич. работу Т. Билльрота “Кто музыкален?” (Billroth Th. Wer ist musikalisch? 2. Aufl. В., 1896).
Соч.: Vom Musikalisch-Schonen: Aufsatze. Musikkritiken. Lpz.,1982; Aus meinem Leben. Kassel; Basel, 1987; Vom Musikalisch-Schonen. T. 1-2. Mainz, 1990; О прекрасном в музыке. М., 1885; О музыкально-прекрасном. М., 1910.
Лит.: Михайлов А.В. Эдуард Ганслик: К истокам его эстетики//Сов. музыка. 1990. N 3; Михайлов А.В. Эдуард Ганслик и австр. культурная традиция // Музыка. Культура. Человек. Вып. 2. Свердл., 1991; Glatt D. Zur geschichtlichen Bedeutung der Musikaesthetik E. Hanslicks. Munch., 1972; Abegg W. Musikaesthetik und Musikkritik bei E. Hanslick. Regensburg, 1974; Khitti Chr. Eduard Hanslicks Verhaltnis zur Asthetik//Biographische Beitrage zum Musikleben Wiens im 19. und fruhen 20. Jahrhundert. W., 1992.
А.В. Михайлов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ГАНСЛИК" в других словарях:

  • Ганслик —         Ханслик (Hanslic) Эдуард (11.9.1825, Прага, 6.8.1904, Баден, близ Вены), австрийский музыкальный критик. Ученик чешского композитора В. Я. Томашека. Окончил юридический факультет Венского университета. С 1856 приват доцент Венского… …   Большая советская энциклопедия

  • Ганслик Э. —         Xанслик (Hanslick) Эдуард (11 IX 1825, Прага 6 VIII 1904, Баден, близ Вены) австр. музыковед. Занимался теорией музыки и игрой на фп. у В. Я. Томашека. Учился на юридическом ф те Пражского, а затем Венского ун тов. С 1846 выступал как муз …   Музыкальная энциклопедия

  • Ганслик Эдуард — Ганслик, Ханслик (Hanslic) Эдуард (11.9.1825, Прага, 6.8.1904, Баден, близ Вены), австрийский музыкальный критик. Ученик чешского композитора В. Я. Томашека. Окончил юридический факультет Венского университета. С 1856 приват доцент Венского… …   Большая советская энциклопедия

  • ГАНСЛИК (Hansliek) Эдуард — ГАНСЛИК (Ханслик) (Hansliek) Эдуард (1825 1904) австрийский музыковед. Труды по истории европейской музыки 18 19 вв. и эстетике. В полемическом трактате О музыкально прекрасном (1854) рассматривал музыкальное искусство как особую область духовной …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ганслик, Эдуард — Эдуард Ганслик Эдуард Ганслик (нем. Eduard Hanslick …   Википедия

  • Ганслик Эдуард — Ханслик (Hansliek) (1825 1904), австрийский музыковед. Труды по истории европейской музыки XVIII XIX вв. и эстетике. В полемическом трактате «О музыкально прекрасном» (1854) рассматривал музыкальное искусство как особую область духовной… …   Энциклопедический словарь

  • Ганслик — I (Eduard Hanslick) известный современный музыкальный критик, род. в 1825 г. в Праге, где и получил музыкальное образование. В настоящее время сотрудничает с Neue Freie Presse . Главное его сочинение: Vom musikalisch Schönen , переведено на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ганслик Э. — ГÁНСЛИК, Ханслик (Hanslick) Эдуард (1825–1904), австр. музыковед. Тр. по истории европ. музыки 18–19 вв. и эстетике. В полемич. трактате О музыкально прекрасном (1854, рус. пер. 1895) рассматривал муз. иск во как особую область духовной …   Биографический словарь

  • ГАНСЛИК — (Hanslick), Эдуард, один из замечательнейших современных музык. критиков, род. 11 сент. 1825 в Праге, сын чешского библиографа Иосифа Адольфа Г. (ум. 1859). Первоначальное музык. образование получил у Томашека в Праге; вместе с тем изучал там же… …   Музыкальный словарь Римана

  • Ганслик (дополнение к статье) — (Эдуард) музыкальный критик; умер в 1904 г. Его автобиография: Aus meinem Leben (1894) …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»