Апокалиптика


Апокалиптика
Апокалиптика
(от греч. - «откровение»), направление в позднебиблейской и послебиблейской религиозной мысли иудейства, выражавшее себя в форме рассуждений и пророчеств («откровений») о конечных судьбах мира. А. уходит своими корнями в библейскую литературу т. н. пророческого движения: уже в Кн. Исайи (VIII в. до н. э.) намечены образы всемирной, всеохватывающей катастрофы (24:2, 17, 19, 23) и идущей следом или одновременной ей конечной милости Бога к Его людям (25:8). Этот двучленный ритм окончательного бедствия и окончательного избавления становится парадигмой для всей А., постепенно абсолютизируясь и приучая ко взгляду на историю по формуле: чем хуже, тем лучше. Однако А. как таковая могла возникнуть лишь во II в. до н. э. — в эпоху гонений Антиоха IV и Маккавейских войн, когда случаи мученичества за веру обострили вопрос о смысле верности Богу вопреки очевидной силе Его врагов. Самое раннее и влиятельное произведение А. — ветхозаветная Кн. Даниила (60-е гг. II в. до н. э.; изложенные в ней события отнесены к VII—VI вв. до н. э.). Собственно апокалиптическая часть (с 7-й главы) предваряется рассказом о жизни иудеев в плену — легендами о мученичестве с благополучным чудесным исходом, в которых намечен жизненный контекст А.; затем в ряде видений мировая история представлена как конфликт четырех зверей (четырех мировых держав — вавилонской, индийской, персидской и македонской), сменяемый грядущим царством «Сына Человеческого», которому уже не будет конца (7:2-14) и которое окажется тождественным царству «народа святых» по всей вселенной. Переход от небывалой беды к небывалой и уже окончательной победе, чудесное спасение избранных на краю погибели как бы повторит во вселенском масштабе спасение трех отроков в печи и Даниила среди львов (12:1). В драматическую пору I в. до н. э. — II в. н. э. А. делается очень популярной и порождает многочисленные апокрифы (Кн. Еноха, дошедшая в эфиопской версии; 3-я Кн. Ездры; Откровения Моисея, Авраама, Варуха, Илии; Вознесение Еноха и Кн. Тайн Еноха). Утешая народ во времена унижений и поддерживая в нем напряженное ожидание великой победы в будущем (вылившееся в три восстания), А. одновременно удовлетворяла любознательность масс, предлагая своеобразную энциклопедию «тайноведения» — фантастической космологии, астрономии и физики (Кн. Тайн Еноха). Через А. ближневосточный образ мира, резко отличный от представлений эллинистической науки, в том числе и тех, которые были усвоены христианской теологией (напр., «птолемеевская» модель мира), вошел в христианские апокрифы и надолго определил фольклорные представления сирийцев, коптов, эфиопов, греков, славян. Но главная тема А. — не тайны настоящего, а тайны будущего мира, когда Бог изменит самую природу вещей и даст добру полное торжество над злом. «Будущий век» (евр. haolam habba', греч. Ь ]lkXkov ot'uov) противопоставляется пессимистически оцениваемому «сему веку» (евр. haolam hazze, греч. Ь dicov cuxoq, «князь» которого — сатана. Эти понятия были унаследованы христианством, зарождение которого совпадает по времени с расцветом А. (слова «жизнь будущего века» вошли в христианский Никейско-Константинопольский символ веры). На границе «сего века» и «будущего века» ожидается последняя битва между «сынами тьмы», которым принадлежит «сей век», и «сынами света», которым принадлежит будущий век: эта тема особенно выразительно развивается в Кумранских текстах. Человеку предложен выбор, и его укоряют: «Зачем не принял ты в сердце твоем того, что будущее, а принял то, что в настоящем» (3 Кн. Ездры 7:16). Христианское суммирование мотивов А. дано в Апокалипсисе.
Во II в. как иудеи, потерпевшие окончательное поражение в борьбе с Римом, так и христиане, перешедшие к строительству церковной организации в изживании монтанизма, отказываются от чаяний немедленного исхода; это означало конец А. как таковой. Однако она продолжала влиять на эсхатологию иудаизма и христианства, а позднее ислама, которые восприняли представления о финальной борьбе добра и зла, воскресении мертвых, Страшном суде и т. п. Мессианские чаяния сохраняют свою актуальность для иудаизма причем большую роль играет концепция «родовых мук Мессии» — бед, которые будут предшествовать конечному избавлению); в христианстве они питают еретический, позднее сектантский хилиазм и родственные ему учения, напр., доктрину Иоахима Флорского о царстве Духа, грядущем на смену царству Сына. У иоахимитов, анабаптистов Т. Мюнцера, у пуритан времен Английской буржуазной революции XVII в. наследие А. перерабатывается в идеологию утопии, удерживающей некоторые черты А. даже много позднее, напр., в фурьеризме (идеализированное будущее как исполнение всех желаний и т. п.).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Апокалиптика" в других словарях:

  • АПОКАЛИПТИКА — (этим. см. предыд. сл.). Германские богословы, которые в апокалипсисе видят пророческое предсказание будущего царства Божия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • апокалиптика — сущ., кол во синонимов: 1 • откровение (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Апокалиптика — У этого термина существуют и другие значения, см. Апокалиптика (значения). Апокалиптика (от Апокалипсис)  жанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении какой либо глобальной катастрофы. Первые произведения этого жанра… …   Википедия

  • АПОКАЛИПТИКА — род еврейской литературы, возникает в эллинистическую эпоху. Термин апокалиптика (греч. apokalypsis откровение) указывает на задачи литературы этого рода открывать людям божественный замысел относительно их настоящего и будущего. Апокалиптические …   Энциклопедия Кольера

  • Апокалиптика — название своеобразной ветви позднейшей еврейской литературы, которая в символических картинах и чудесных видениях пытается изобразить будущность царства Божия и пришествие Мессии, долженствующего привести в исполнение все данные народу… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Апокалиптика — Богословская наука, занимающаяся изучением вопросов о судьбе богоизбранного народа, как правило, в эсхатологическом плане в рамках универсальной истории. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины

  • апокалиптика — апокал иптика, и …   Русский орфографический словарь

  • Апокалиптика —          др. лит. жанр апокалипсисов, т.е. религ. откровений, повеств. о развитии мира и конце света. Хорошо развитая иран. А., тесно связанная с инд. представл. о вечности, оказала влияние на иуд. и христ. А. Иуд. А., берущая свое нач. с книги… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Апокалиптика —         (греч. раскрытие, откровение), др. лит. жанр апокалипсисов, т. е. религиозных «откровений», и представления на эгу тему. А. тесно связана с эсхатологией и претендует на раскрытие тайного знания, повествуя в спекулятивно аллегорич. форме о …   Словарь античности

  • апокалиптика — (грч apokalipto открие/открива) една гранка од подоцната еврејска книжевност која сака да ги прикаже, во вид на симболични слики и чудесни визии, иднината на божјото царство и доагањето на Месијата …   Macedonian dictionary

Книги

Другие книги по запросу «Апокалиптика» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.