Акафист

Акафист
Акафист
(греч.- «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») — жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина. Первоначальное обозначение «А.» применялось только к одному тексту, который обозначается в русском обиходе как «А. Пресвятой Богородице». Это самый древний из А., давший образец и формальную схему всем последующим. Он возник предположительно в VI в., во всяком случае, ранее 626 г., когда для него была заново сочинена 1-я строфа (в греческой терминологии — кукулий, букв, «капюшон», «кукуль», как бы «шапка», в русской терминологии - кондак) «Вобранной Воеводе победительная»; через это гимн был поставлен в связь с актуальным событием — избавлением Константинополя от аварских полчищ. По-видимому, до 626 г. А. начинался строфой «Повеленное тайно прием в разуме», которая затем была изъята из состава А., но сохранилась в чинопоследовании А. на правах кондака. Атрибуция А. св. Роману Сладкопевцу имеет опору в рукописной традиции, однако остается иод сомнением. А. состоит из 25 строф: после кукулия поочередно сменяют одна другую 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки — рефреном «Аллилуиа», в то время как кукулий по объему ближе к кондакам (почему и включен русской традицией, не знающей термина «кукулий», в счет кондаков), но рефрен имеет общий с икосами. Но самая характерная черта А.- т. н. херетизмы. После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (напр., икосы 1 и 2 — Благовещение), догматического вероучения (напр., икос 7 — девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 — вочеловечение бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (напр., икос 12 — Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения), следуют более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием «хере» — «радуйся». В каждом икосе — 12 херетизмов; они объединены попарно изосиллабизмом и вообще тождеством метрического рисунка, обильными созвучиями и синтаксическим параллелизмом. В церковнославянском переводе изосиллабизм и созвучия утрачены, связь держится на синтаксическом параллелизме («радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение»). В последние века существования Византии начали писать церковные гимны, воспроизводящие формальную структуру А. Даже начальные слова икосов выбираются с таким расчетом, чтобы сохранить соответствие образцу. Так, если икос 1 А. Пресвятой Богородице начинается рассказом о Благовещении: «Ангел предстатель с небесе послан бысть...», то на соответствующем месте в А. Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу мы находим обращение: «Ангелов Творче», а в А. Святителю Николаю: «Ангела образом... яви тебе всея твари Создатель». В XIV в. над сочинением новых А. потрудились авторы исихастского направления - Константинопольские патриархи Исидор (А. Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу и др.) и Филофей (А. Животворящему Гробу и Воскресению Христову). Составление новых А. в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские А. (Покрову, св. вмц. Варваре, русским святым, Вознесению Христову и т. п.), в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число херетизмов в каждом икосе). Суждения об этих текстах весьма различны, однако некоторые из них нашли себе место в богослужебном обиходе.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Акафист" в других словарях:

  • АКАФИСТ — (от греч., a отриц. част., и kathizein сидеть). Церковное песнопение Спасителю, Божьей матери и другим святым, при исполнении которого молящимся не дозволялось сидеть. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • акафист — молитвословия, которые можно слушать стоя, в противоположность кафизмам, при чтении которых полагалось сидеть (Мень) См. хвала петь акафисты в чью л. честь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.:… …   Словарь синонимов

  • АКАФИСТ — (от позднегреческого akathistos, от a отрицательная приставка и греческого kathizo сажусь), хвалебное песнопение православной церкви в честь Богородицы, Иисуса Христа и святых. Сборники акафистов называются акафистниками …   Современная энциклопедия

  • АКАФИСТ — (позднегреч. akathistos от а отрицательная приставка и греч. kathizo сажусь), христианское хвалебное церковное песнопение. Исполняется стоя всеми присутствующими …   Большой Энциклопедический словарь

  • АКАФИСТ — АКАФИСТ, акафиста, муж. (греч. akathistos букв. такой, во время которого не сидят) (церк.). Род хвалебного церковного песнопения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АКАФИСТ — АКАФИСТ, а, муж. Род хвалебного церковного песнопения. | прил. акафистный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • АКАФИСТ — муж. неседален, церковная хвалебная песнь и молитвы Спасителю, Богоматери и ·св. угодникам. Акафистный молебен, с акафистом. Акафистник муж. сборник акафистов, книга. | Любитель, акафистов. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • АКАФИСТ — читать (петь) кому. 1. Устар. Ирон. Не в меру превозносить, захваливать кого л. БМС 1998, 21. 2. Пск. Неодобр. Поучать, отчитывать кого л., читать нравоучения кому л. СПП 2001,15. Ср. Читать молебен с акафистом …   Большой словарь русских поговорок

  • Акафист — «Похвала Богоматери с Акафистом» (икона, XIV век) Акафист, у старообрядцев акафисто (греч …   Википедия

  • АКАФИСТ — [греч. ὕμνος ἀκάθιστος гимн, при пении к рого не сидят; церковнослав. ]. 1. Хвалебно догматическое песнопение ко Пресв. Богородице (4 го плагального, т. е. 8 го, гласа) (далее А. Богородице); в поздневизант. время стало называться «икосы» (οἶκοι) …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»