Эротическое


Эротическое
Эротическое
Понятие, обозначающее переживания и фантазии, связанные с сексуально-чувственной областью жизни человека. Мировое эротическое искусство образует весьма значительный сектор мировой культуры, игнорирование которого неизмеримо бы оскопило и упростило наши представления о человеке. Исторический опыт претворения эротической темы в искусстве проливает свет на относительность «дозволенного» и «недозволенного» в поведении человека, на подвижность критериев в разведении его потребностей на «истинные» и «неистинные». Присутствующее во всех культурах и цивилизациях, Э. искусство демонстрирует чувственную пластичность человека в истории, способно раскрывать сложную психологическую мотивацию его поведения. По мере развития европейской культуры эротическое переживание постепенно обособляется как самостоятельная область, не сводящаяся целиком ни к любовному чувству, ни к физиологической стороне сексуального общения. Возникновение самостоятельного эротического воображения отличает психику относительно независимой индивидуальности; этот процесс заявляет о себе в период раннего Возрождения. До этой поры характер воплощения эротических тем в европейском искусстве почти целиком был обусловлен не столько внутренне психологическими потребностями, сколько внешними факторами: особенностями языческой мифологии, господствующими христианскими догматами, устойчивыми формами бытового уклада и социальной жизни. Синкретический характер античного эроса делал восприятие Э. скорее ритуализированным, чем индивидуально-неповторимым: в его корнях еще очень мало психологического фермента. Сегодня, с большой исторической дистанции гораздо легче выявить сакральные, этические, познавательные функции античного эроса, нежели уловить невидимые связи между его эстетическим профилем и внутренними потребностями личности. Исключение, пожалуй, составляет античная лирика, по самой своей природе ориентированная на интимно-личностное, сокровенное. Эволюция Э. переживаний испытала на себе воздействие глобальных тенденций, присущих античной культуре в целом. Так, если, например, в изобразительном и прикладном искусстве классической Греции эротические сюжеты отмечены особой эмоциональностью и нежностью, то в эпоху эллинизма эмоционально-духовное качество эротической темы заметно нисходит; интимный акт воспроизводится среди других как своеобразный каталог сексуальных позиций, в которых абсолютизируется физиологический элемент. Так, уже на рубеже новой эры заявляет о себе серьезная проблема, надолго укрепившая сомнения относительно возможностей художественного воспроизведения Э. — проблема соотношения эротики и порнографии. Как отмечается в британской Энциклопедии мирового искусства, «проблема критерия, отделяющего физиологические проявления сексуальности от их художественно-эротических форм, долгое время оставалась краеугольным камнем бесчисленных споров в мировой культуре». В научной литературе и по сей день существует разноголосица мнений на этот счет. Так, в частности, американский исследователь Кен Байнес, обобщив большой фактический материал, предложил несколько критериев различения художественной эротики и порнографии. В первой, по его мнению, всегда присутствует индивидуальность, придающая произведению гуманистический пафос, в тo время как деградация художественного начала в порнографии проявляется в том, что она безлична. Во-вторых, восприятие художественно-эротического вполне может быть публичным, в то время как порнография всегда рассчитана на сугубо приватный характер. И тем не менее раз и навсегда установленных критериев здесь быть не может, ведь участие искусства в развитии и обогащении человеческой чувственности всегда было многоплановым: на разных этапах культуры имелось достаточно обильное число произведений, представляющих Э. формы человеческого поведения как особый дар, воспевающих красоту очеловеченной сексуальности самой по себе, ее волнующую эмоциональность и притягательную силу. Художественные произведения, таким образом, всегда играли заметную роль в формировании эталонов сексуального поведения, с другой стороны, выступали важным компонентом в создании особой эмоциональной среды, которая дарила человеку ощущение полной реализации жизненных сил, чувственно компенсировала заземленность повседневного существования. Сегодняшние исследователи сходятся в том, что эротика — это специфическое качество, присущее только человеческой сексуальности, у животных эротика отсутствует. Для наслаждения именно эротикой, а не механическим сексом, необходимо развитое эстетическое чутье, умение осуществлять в сексуальном общении не просто репродуктивную, но и рекреативную функцию, то есть привносить в него игру, фантазию, разнообразие, непредсказуемость. Да и в самом человеческом обществе эротика как творческий, игровой уровень сексуального поведения, не сводящийся только к функциональности, возникает не сразу, есть результат развитой индивидуальной психики и самосознания. По мере обогащения и усложнения психики человека отношения полов осознанно и неосознанно переносились на все стороны окружающего его мира; многие продукты человеческой деятельности оказывались пропитаны Э. ферментом. Последний явно или неявно проявлял себя в костюме, в интерьере жилища, в формах общения, этикете и т. п. Все эти повседневные проявления несли в себе общепонятную символику, выраженный эротический код, ритуал ухаживания, сексуальную технику, регулирующую отношения полов, формирующих особый стиль жизни. Наблюдения над претворением художественно-эротического в разных эпохах и культурах позволяют прийти к идее о том, что живая, полнокровная чувственность поддерживает тонус культуры. Именно по этой причине, исходя из своих потребностей и ожиданий многие общества отводят определенное место поискам возбуждения и уделяют этому специальное время. Одни фазы исторического развития вызывают к жизни гладиаторские бои, другие — смертельные схватки тореадоров, третьи — грандиозные эстрадные шоу, мюзик-холлы, ночные клубы, соревнования танцоров, позирование атлетов. Особо важным является следующее обстоятельство: чем большую биографию набирало Э. искусство, чем теснее становились взаимодействия между разными цивилизациями, тем меньшее влияние на Э. переживание оказывал официальный «культурный код», закрепленный в безличных социальных нормах и правилах. В XIX и особенно XX в. разные модусы чувственности не столько сменяют друг друга, сколько наслаиваются и сосуществуют. Искусство, в свою очередь, также не стремится к канонизированной трактовке Э. тем, а демонстрирует в различных художественных течениях всю противоречивую мозаику действия Э. переживания. Новая эмоционально-культурная среда, в которую оказался помещен человек, также повлияла на изменение форм его чувственности и сексуального поведения. Об этом красноречиво свидетельствует всеохватный анализ поисков жизненного смысла, который мы находим в произведениях таких классиков XX в. как М. Пруст, Т. Манн, Г. Гессе, Гарсиа Маркес, X. Кортасар, Ж. Амаду, Л. Висконти, П. Пазолини и мн. др. Об этом же говорит специальное внимание, проявляемое к эротической проблематике крупнейшими мыслителями нашего столетия — Г. Маркузе («Эрос и цивилизация», 1956), П. Сорокиным («Разумный сексуальный порядок», 1961), М. Фуко («История сексуальности», 1976) и др. Художественно-эротическое, таким образом, никогда не выполняло в истории культуры одной, раз установленной функции, а всегда являлось разными гранями. От простого любования человеческим телом художник переходил к анализу интимной сферы как важнейшей психологической составляющей поведения, затем шел дальше, раскрывая значение инстинктивного и бессознательного в сложных зигзагах человеческой судьбы. С усложнением задач одна художественная оптика сменялась другой, не оставляя после себя никакой вечной нормы. Многочисленные современные исследования отличает взгляд на Э. искусство как органичный и захватывающий способ избежать автоматизма существования, противостоять рационализму «здравого смысла», погружаясь в очищающее пространство влечения.
Лит.: Кон И. С. Вкус запретного плода. М, 1991; Кривцун О. А. Психологические корни эротического искусства // Психологический журнал, 1992, № 1; его же. Эволюция художественных форм. М, 1992;
Лосев А. Ф. Эрос у Платона // Вопросы философии, 1988, № 3;
Новополин Г. С. Порнографический элемент в русской литературе. СПб, 1908;
Русский эрос. М, 1991;
Cabanne P. Psychologie de L'art erotique. P, 1965;
Eros in Antiquity. N. Y, 1978;
Eroticism in Russian Art. L., 1976;
Melville R. Erotic art of the West. N. Y., 1973;
Sex and Erotica // Encyclopedia of World Art. L., 1966. V. XII;
Walters M. The nude male. A new perspective. L., 1978;
Webb P. The Erotic Arts. L., 1976.
О. Кривцун

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Эротическое" в других словарях:

  • ЭРОТИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ — от греч. eros, otos, любовь. Стихотворение, имеющее предметом любовь. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Эротическое издание — (англ. erotic publication) по законодательству РФ средство массовой информации (периодическое издание или программа), специализирующееся на сообщениях и материалах эротического характера, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к… …   Энциклопедия права

  • Эротическое дыхание — Связать? Эротическое дыхание …   Википедия

  • Эротическое искусство — изображение человека во всем богатстве его переживаний с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей людей. Эротическое искусство гуманистическое и нравственное, синкретичное, целостное, неутилитарное, самоценное, индивидуальное; оно… …   Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

  • Эротическое издание — (англ. erotic publication) по законодательству РФ средство массовой информации (периодическое издание или программа), специализирующееся на сообщениях и материалах эротического характера, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к… …   Большой юридический словарь

  • ЭРОТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ — Под средством массовой информации, специализирующемся на сообщениях и материалах эротического характера, в смысле настоящего Закона имеются в виду периодическое издание либо программа, полностью и систематически эксплуатирующие интерес к сексу… …   Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

  • Эротическое произведение — произведение эротического искусства, в котором более 50% его объема, площади или продолжительности составляет отображение в художественной форме обнаженного человеческого тела или интимных отношений лиц противоположных полов без элементов… …   Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

  • ЭРОТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ — (или вечная женственность) философское учение В. Соловьева, представленное в статье «Смысл любви» (1892г.) обосновывающее идею, что половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести его в бессмертие. По Соловьеву, это… …   Тематический философский словарь

  • Отправить в эротическое путешествие — кого. Жарг. мол. Шутл. Грубо выругать кого л. Максимов, 293 …   Большой словарь русских поговорок

  • Гетеросексуальность (Heterosexuality) — эротическое тяготение к представителям противоположного пола. Гетеросексуальность может содержать в себе проявления как нормальной, так и извращенной форм сексуальной активности. Гетеросексуал (heterosexual). Гетеросексуальный (heterosexual}.… …   Медицинские термины


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.