Скрябин


Скрябин
Скрябин
Александр Николаевич (1872- 1915) Великий русский композитор и пианист, известный также и своими уникальными футурологическими прогнозами в искусстве. Близок в этом отношении к Р. Вагнеру с его концепцией «искусства будущего» (Гезамткунстверк). Практически все зрелое творчество С. вершилось под знаком поэтапного продвижения к так называемой «Мистерии» (см.: Символизм), в реализации которой Скрябин видел цель всей своей жизни. «Мистерия» уже выносилась им собственно за пределы искусства. Она мыслилась им как некий грандиозный художественный акт единоразового и окончательного действия, должный осуществить духовный переворот всего человечества. Пафос его личной «обреченности на подвиг» органически вписывался в общую атмосферу общественной жизни России рубежа столетий, точнее — «подпитывался» и направлялся ею. В мистериальной концепции С. — следы увлечения философией Фихте, Ницше, Шопенгауэра, социалистическими идеями, теософией, очевидное влияние позиций русского символизма (соборность духа, художнический мессианизм), отголоски русского космизма. Из всего этого С. отбирал то, что объясняло и оправдывало высокое предназначение искусства и художника на пути к «Мистерии». Решение подобной небывалой сверхзадачи в «Мистерии» естественно требовало обращения к небывалым сверхсредствам и приемам художественного воздействия. Как собственно композитору ему было тесно в рамках традиционных средств. Он мечтает о новых строях, тембрах, в реальной своей практике выступая как яркий новатор в области гармонии. Уже в Первой симфонии он обращается к синтезу музыки со словом. А в симфоническую поэму «Прометей» (1910), своего рода генеральную репетицию «Мистерии», кроме человеческого голоса композитор включает уже совсем непривычный материал — свет (см.: Светомузыка). Поначалу суть «световой симфонии», точнее — функции света, мыслились им элементарно, как своего рода цветовая «визуализация» тональностей и аккордов, но уже в ходе работы над «Прометеем» С. приходит к идее более сложных, контрапунктических (полифонических) взаимоотношений между музыкой и светом, причем и сама световая партитура должна усложниться за счет пространственной организации цвета в стилизованно-абстрактные образы и фигуры символического содержания («молнии», «облака», «волны»). Предполагаемые формы и приемы синтеза детализируются и расширяются им в ходе работы над последним крупным произведением — «Предварительным действом» («безопасным» вариантом «Мистерии», как шутили его современники). С. сам пишет стихотворный текст, размышляет о специальном, сферической формы храме для исполнения «Мистерии», фантазирует о «световых столбах фимиамов», о некоей «текучей световой архитектуре», о «колоколах с неба». Он мечтает о таком исполнении «Мистерии», когда световая симфония сливается с закатами и восходами, со звездным небом. Меняется и сам процесс исполнения — нет границы между залом и сценой, оркестранты и актеры двигаются вместе со зрителями в небывалом танце. Сегодня все это представляется утопией, но если обратиться к современной художественной практике, то пусть и в приземленном варианте многое из этой эстетической футурологии уже реализуется воочию — в таких формах экспериментального искусства, как электронная музыка, пространственная музыка (инструментальный театр), светомузыка, кинетическое искусство, психоделическое искусство, световая архитектура, абстрактное кино, театрализованные представления «Звук и Свет», хэппенинг, небесное (или космическое) искусство, лазериумы (под куполом планетариев), лазерные шоу под открытым небом и т. д. И совсем не удивительно, что большинство художников, работавших или работающих в этих областях, считают себя последователями С. (Л. Термен, Г. Гидони, В. Баранов-Россине, НИИ «Прометей» и т. д.)
Лит.: Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М., 1925;
Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Поэма огня (концепция светомузыкального синтеза А. Н. Скрябина). Казань, 1981;
Ванечкина И. Л. «Luce» — луч, освещающий проблему гармонии позднего Скрябина // Скрябин: человек, художник, мыслитель. М., 1994.
Б.Галеев, И.Ванечкина

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Скрябин" в других словарях:

  • СКРЯБИН — Константин Иванович (1878 1972), российский гельминтолог, основатель отечественной гельминтологической школы. Фундаментальные труды по морфологии, систематике, экологии гельминтов сельскохозяйственных животных и человека. Описал свыше 200 новых… …   Современная энциклопедия

  • СКРЯБИН — Константин Иванович (род. в 1878 г.), выдающийся паразитолог, заслуженный деятель науки, создатель советской гельминтологической школы. По окончании Юрьевского ветеринарного ин та (1905 г.) С. работал до 1911 г. в качестве пунктового и городского …   Большая медицинская энциклопедия

  • Скрябин — (м), Скрябина (ж) русская фамилия. Скрябин Содержание 1 Скрябин 2 Скрябина …   Википедия

  • Скрябин А. Н. —         Александр Николаевич (25 XII 1871 (6 I 1872), Москва 14 (27) IV 1915, там же) рус. композитор и пианист. Отец композитора Николай Александрович С. был дипломатом в Турции; мать Любовь Петровна (урожд. Щетинина) была незаурядной пианисткой …   Музыкальная энциклопедия

  • Скрябин — I Скрябин         Александр Николаевич [25.12.1871 (6.1.1872), Москва, 14(27).4.1915, там же], русский композитор и пианист. Родился в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе (1882 89). С 1882 брал уроки фортепиано. игры …   Большая советская энциклопедия

  • Скрябин — СКРЕБНЕВ СКРЯБИН Скребень, скряба то, чем скребут, скребок, скребница. Возможно, прозвище аккуратного человека, содержащего в чистоте свой дом. (Ф) В основе фамилии прозвище Скряба из глагола скрябать (вышедший из употребления) скрести, скоблить …   Русские фамилии

  • СКРЯБИН — 1. СКРЯБИН Александр Николаевич (1871/72 1915), композитор, пианист. Оказал большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры 20 в. Музыке Скрябина присущи эмоциональная напряжённость, диапазон образов от одухотворённо идеальных,… …   Русская история

  • Скрябин К. И. — СКРЯ́БИН Константин Иванович (1878–1972), учёный гельминтолог, основатель науч. школы, акад. АН СССР (1939), ВАСХНИЛ (1935), АМН СССР (1944), пред. Президиума Кирг. филиала АН СССР (1956–61), Герой Соц. Труда (1958). Окончил Юрьевский… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Скрябин А. В. —         Адам Васильевич (18(30) V 1896, Якутск 1938, Москва) сов. хоровой дирижёр, фольклорист. Самостоятельно выучился играть на мн. инструментах. В 1917 создал якут. любительский хор, к рый на вечере культурно просветительского об ва Саха аймах …   Музыкальная энциклопедия

  • Скрябин — (Александр Николаевич) талантливый русский композитор и пианист. Род. в 1871 г. в Москве; окончил курс в Московской консерватории, где был профессором фортепьянной игры. Главные произведения С.: симфонии e dur и c moll (первая с участием хора в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Скрябин» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.