Рорти

Рорти
Рорти
(Rorty) Ричард (p.1931) Американский философ, теоретик культуры и искусства, создатель неопрагматистского варианта постмодернизма. С 1982 г. — профессор университета Вирджинии. Для эстетики постмодернизма первостепенный интерес представляет его концепция иронизма. В прагматистско-герменевтическом текстуализме Р. идеи деструкции классической философии и эстетики вылились в позицию ирониста — автономного творческого существа, созидающего себя благодаря случайности, а не открывающего готовые истины, чуждого каким бы то ни было абсолютам. Реализуясь в «вездесущем языке», самообраз человека как своего рода текста кристаллизуется в процессе общения, где философии, эстетике и искусству принадлежат, прежде всего, коммуникативные функции, подчиненные интерпретационным потребностям воспринимающего. На основе анализа натурализма Д. Юма, историзма молодого Г.В.Ф. Гегеля, прагматизма У. Джеймса и Д. Дьюи, философии Ф. Ницше и М. Хайдеггера Р. приходит к выводу, что искусство — высшая точка нравственного прогресса. Подобно тому, как наука XVIII-XIX вв. стала преемницей религии, литература и искусство явились в XX в. преемниками науки, став центральной сферой культуры. Благодаря опоре на воображение искусство превратилось в главное средство личностного совершенствования; развивая способность ставить себя на место другого (симпатию), оно снижает уровень жестокости эффективнее философии и религии, сглаживая различия между познанием, нравственностью и эстетикой. Искусство — воображаемая сфера терпимости, чье главное предназначение — автономное самосозидание и солидарность. Последние — два вида инструментов, не требующие синтеза, как малярная кисть и лопата. Им соответствуют два типа писателей, тяготеющих к приватности (Ш. Бодлер, М. Пруст) либо солидарности (В. Набоков, Д. Оруэлл). Они говорят на разных языках — равноценных и несоизмеримых. Критикуя универсализм Канта, его понятие эстетического, Р. подчеркивает случайность убеждений и желаний либерального ирониста, отсутствие порядка, заданного языкового алгоритма. Случайность языка свидетельствует о реализации творческой свободы, а не продвижении к истине. Общий поворот от теории к нарративу, литературному описанию и переописанию жизни привел к универсальному иронизму постметафизической культуры. Подобно тому, как революции единовременно изменяют словарь и социальные институты, переописывая мир, новое лингвистическое поведение преобразует личность. История — это история метафор, и поэтому именно фигура поэта, создателя новых слов, находится в авангарде человеческого вида. Однако художник не открывает новое, но лишь пользуется подвернувшимися ему новыми инструментами. Метафора живет только на фоне старых слов: «сплошная метафора» невозможна. Задача творца — сравнение метафор с другими метафорами, а не фактами. Критерием культуры являются не факты, но многообразные артефакты. Случайно все — язык, совесть, самость; оригинален не сам человек, но его тезаурус. Жизнь — это фантазия, сплетающая сеть языковых отношений. Иронист подвергает непрестанному радикальному сомнению «конечный словарь» личности — набор унаследованных слов для оправдания своих действий, убеждений, жизни. Его характеризует неукорененность, релятивизм. Нет ничего более противоположного иронической позиции, чем здравый смысл: для ирониста ничто не обладает внутренней природой, реальным содержанием. С точки зрения иронизма философия — это своего рода литературный жанр, литературная критика, литературное мастерство терминологического переключения гештальтов, свидетельствующее лишь об устарелости языка, а не ложности высказываний. Ее задача — интертекстуальная критика культуры, а не реальности. Разнообразные «конечные словари» образуют красивую мозаику, способствующую расширению канона. Р. предлагает теоретическое обоснование возникновения пограничных философско-литературных жанров; не случайно современным воплощением теоретического иронизма является для него Ж. Деррида с его «вкусом к деконструкции». Так как иронизм по своей природе дело приватное, то ироническая культура и занята его подробным описанием. Если платоновско-кантовский канон исходил из устойчивости, целостности мироздания, наличия мудрости и любви к ней, метафоры «вертикального» взгляда сверху вниз, то иронический канон предлагает панорамный, отстраненный взгляд на прошлое вдоль горизонтальной оси. Предмет иронической теории — теория метафизики; цель — понимание метафизической потребности и освобождение от нее. Иронизм — не метод, платформа или рациональное объяснение мира, но стремление именно к автономии, а не солидарности. Иронисты сами создают вкус и суждения вкуса о себе по принципу «так я хотел»; их беспокоит прежде всего самооценка; философия для них — скорее служанка, чем госпожа. Пруст и Ницше были не метафизиками, но иронистами прежде всего потому, что сами производили случайности, переописывая время и случай, и были озабочены исключительно тем, как выглядели в собственных глазах. Но если Ницше был еще «не оперившимся номиналистом», так как ему не доставляло удовольствия заниматься мелочами, то Пруст — истинный номиналист, сосредоточенный на маленьких случайностях; «мадлен» — лишь одна из них. В этом плане прустовская эпопея глубинно иронична; в ее финале автор овладел случайностью: обрамление красоте придает смерть. Пруст тяготеет к прекрасному, а не возвышенному, покрывающему все поле возможного. В этом смысле к нему, по мнению Р., близок поздний Деррида, оставляющий теоретизирование ради фантазирования, ассоциативной игры. Такое приватное фантазирование — конечный продукт иронической теории. Фантастическое переструктурирование воспоминаний образует новый жанр, расширяющий границы возможного. Благодаря постоянному расширению современная культура становится все более ироничной.
Осн. соч.: Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton, 1979;
Consequences of Pragmatism. Minnesota, 1982;
Contingence, Irony and Solidarity. Cambr., Mass., 1989.
Лит.: Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1996.
Н.М.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Рорти" в других словарях:

  • Рорти — Рорти, Ричард Рорти, Ричард Дата рождения: 4 октября 1931 Место рождения: Нью Йорк, США Дата смерти: 8 июня 2007 Школа/традиция: прагматизм, постаналитическая философия Период: Философия XX века …   Википедия

  • РОРТИ — (Rorty) Ричард М. (р. 1931) амер. философ, развивающий постмодернистский вариант прагматизма. Учился в Чикагском и Йельском ун тах, преподавал в Йельском, Принстонском, Виргинском ун тах. С 1998 проф. сравнительной литературы в Станфордском ун те …   Философская энциклопедия

  • РОРТИ — (Rorty) Ричард (р. в 1931) американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 профессор гуманитарных наук университета штата Виргиния (Шарлотгсвиль). Основные сочинения: ‘Философия и зеркало природы’ (1979), ‘Значение… …   История Философии: Энциклопедия

  • РОРТИ — (Rorty) Ричард (р. 1931) американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 профессор гуманитарных наук университета штата Вирджиния (Шарлоттсвиль). Основные сочинения: «Философия и зеркало природы» (1979), «Значение… …   Новейший философский словарь

  • РОРТИ Ричард — РОРТИ (Rorty) Ричард (4 октября 1931, Нью Йорк 8 июня 2007, Пало Альто), американский философ. Получил образование в Чикагском университете (см. ЧИКАГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (в 1949 бакалавр, в 1952 магистр); доктор философии (1956). В 1961 1982… …   Энциклопедический словарь

  • Рорти, Ричард — Ричард Рорти англ. Richard McKay Rorty Ричард Рорти (слева) и иранский писатель Акбар Ганжи Дата рождения: 4 октября 1931 …   Википедия

  • Рорти Ричард — Дата и место рождения: 4 октября 1931, Нью Йорк, США Дата и место смерти: 8 июня 2007 Школа/традиция: прагматизм, постаналитическая философия …   Википедия

  • Рорти Ричард — Неопрагматизм Ричарда Рорти Жизнь и сочинения     Ричард Рорти родился в Нью Йорке в 1931 г. В молодости на него, как и на многих американцев, значительное влияние оказал Дьюи «философ демократии», как его называли. Встреча с аналитической… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • РОРТИ Ричард (р. в 1931) — американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 профессор гуманитарных наук университета штата Виргиния (Шарлотгсвиль). Основные сочинения: Философия и зеркало природы (1979), Значение прагматизма (сборник очерков 1972 1980 …   История Философии: Энциклопедия

  • РОРТИ (RORTY) Ричард — (р. 1931) американский философ. После 15 лет преподавания в Принстоне Р. с 1983 профессор гуманитарных наук университета штата Вирджиния (Шарлоттсвиль). Основные сочинения: Философия и зеркало природы (1979), Значение прагматизма (сборник очерков …   Социология: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»