Нон-финито

Нон-финито
Нон-финито
(итал. non-finito — незаконченное) Концепция, возникшая в западноевропейской эстетике в 50-60 гг. XX в. (Й.Гантнер, П.Михелис и др.) и активно обсуждавшаяся на ряде международных симпозиумов и конгрессов по эстетике. Суть ее сводится к тому, что художник далеко не всегда доводит свое произведение до полной «логической» завершенности (как правило, в области формы), а оставляет его в стадии определенной недосказанности, открытости для субъекта восприятия (в качестве примера приводятся «Бальзак» О.Родена и некоторые другие его работы). Этим активизируется психика реципиента, возбуждается его фантазия, повышается уровень его сотворчества в акте эстетического восприятия. Теоретики Н.-ф. считают, что полное «завершение» произведения искусства осуществляется только в процессе его восприятия. Многие художники XX в. часто сознательно использовали в своем творчестве эффект незавершенности; однако примеры, как правило, бессознательного его применения можно найти и в истории искусства (особенно в искусстве древних народов; но также у Микеланджело и других мастеров Нового времени). Новая для западноевропейской эстетики концепция «незавершенности», «недосказанности», открытости «формы» лежала в основе многих направлений восточных эстетик (особенно чань (дзэн)-буддизма); вообще характерна для художественного мышления различных культур Востока. В западном искусстве она стала регулярно ощущаться с импрессионизма, особенно сильно проявилась у некоторых дадаистов (см.: Дада) и в постмодернизме. На уровень эстетической рефлексии вышла только в 50 — 60-е гг. Теоретики Н.-ф. стояли на позициях классической эстетики (см.: Эстетика), т.е. имели перед своим «внутренним взором» некий (воображаемый) идеальный образец «завершенного» произведения искусства. Очевидно, что в неклассической эстетике, в большинстве направлений искусства XX в. антиномии «завершенное-незавершенное» вообще не существует. Концепцией Н.-ф. классическая эстетика, выявив один из важных психологических механизмом эстетического опыта вообще, пыталась как-то объяснить и включить в поле своей юрисдикции то, что принципиально выходило за рамки ее компетенции.
Лит.: Gantner J. «Das Bild des Herzens». Uber Vollendung und Un-Vollendung in der Kunst. Reden und Aufsatze. Berlin, 1979.
В.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Нон-финито" в других словарях:

  • НОН-ФИНИТО — (от итал. non finito неоконченное), художественный прием, основанный на активном образном взаимодействии предметного изображения и беспредметной пустоты (свободной зоны холста или листа, необработанной массы скульптурного материала). Среди… …   Энциклопедический словарь

  • НОН-ФИНИТО — (от итал. non finito неоконченное) художественный прием, основанный на активном образном взаимодействии предметного изображения и беспредметной пустоты (свободной зоны холста или листа, необработанной массы скульптурного материала). Среди… …   Большой Энциклопедический словарь

  • абстрактное искусство — (абстракционизм), направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Возникло в 10 х гг., в конце 40 х  начале 60 х гг. принадлежало к наиболее распространённым течениям… …   Энциклопедический словарь

  • ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13 16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Роль искусства Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории… …   Энциклопедический словарь

  • АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО — (абстракционизм беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НЕЗАВЕРШЕННОСТИ ТЕОРИЯ — (от итал. non finito незаконченное) концепция худож. творчества, возникшая в занадноевроп. эстетике в 50 60 х гг. XX в. (И. Гантнер, П. Михелис и др.) и активно обсуждавшаяся на международных симпозиумах и конгрессах по эстетике. Суть ее сводится …   Эстетика: Словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»