Лэнд-арт


Лэнд-арт
Лэнд-арт
(англ. Land Art — природо-искусство) Одно из ответвлений Минимал-арт, когда деятельность художника выносится на природу и материалом для арт-объектов служат, как правило, или чисто природные материалы, или их сочетание с минимальным количеством искусственных элементов. В период 60 — 80-х гг. художниками В. Де Мария, М. Хайцером, Д.Оппенхэймом, Р. Смитсоном, Христо и др. были реализованы крупномасштабные проекты, как правило, в малодоступных, слабо освоенных человеком местах природного ландшафта — в пустынях, горах, на дне высохших озер и т.п. Художники рыли огромные котлованы и рвы различной формы (Хайцер), строили из обломков скал различные нагромождения, выкладывали спирали из камней в морских заливах (Смитсон), рисовали с помощью извести некие огромные рисунки на лугах, сооружали крупномасштабные неутилитарные объекты в малонаселенных местностях и т. п. Так, в 1977 г. Вальтер де Мария создал в пустынной равнине в Нью-Мексико объект под названием «Светящееся поле». На пространстве 1 миля на 1 км он вбил в землю 400 стальных стержней (из нержавеющей стали, 16 рядов по 25 штырей в каждом) диаметром 2 дюйма и средней высоты 20 футов 7,5 дюйма (около 7 метров) таким образом, что верхние концы штырей находились в идеальной горизонтальной плоскости независимо от меняющегося рельефа местности, то есть образовывали как бы горизонтальную сетку. Если смотреть на объект с достаточного расстояния на утренних и вечерних зорях, то стержни практически незаметны, но хорошо видно отраженное ими сияние, как бы парящее над землей без всякого видимого источника. В органическом слиянии с пустынным пейзажем, обрамленным живописной кромкой дальних гор, объект по свидетельству очевидцев, производит сильное впечатление некой ирреальной игры природных энергий. Особый эффект возникает на этом поле и при грозе, когда разряды молний концентрируются на металлической конструкции. Таким способом лэнд-артисты на практике реализовали некоторые принципы энвайронментальной эстетики, получившей теоретическую разработку в последней трети XX в. Один из наиболее впечатляющих и живописных проектов был осуществлен Христо в 1983 г. во Флориде и назывался «Окруженные острова». В Бискайском заливе, на расстоянии 7 миль от Майами, Христо окружил 11 маленьких островов плавающим на воде обрамлением из специальной сверкающей ткани розового цвета (тона фламинго), общей площадью 6 млн. кв. футов. С воздуха объект Христо напоминал огромные причудливые лилии, распустившиеся вдруг на изумрудной поверхности залива. Свой объект, который считается самым красивым в Л.-а., художник посвятил Клоду Моне (см.: Импрессионизм). Для реализации проекта было задействовано 430 рабочих, много других специалистов и техники. В его документации особо подчеркивается, что он экологически абсолютно чист и безопасен. Согласно концепциям Лэнд-артистов, жест художника переорганизовывает окружающую среду в огромное художественное пространство, где сама природа предстает не пассивным фоном, а активным созидающим началом. Тем самым они как бы утверждали жест творческого присутствия человека в неосвоенных еще пространствах природы в качестве акта сотворчества с природой, креативного единения с ней. Своими проектами Лэнд-артисты протестовали против современной городской цивилизации, эстетики металла и пластика, против приземленного «утилитаризма искусства» в потребительском обществе и конфликта современной цивилизации (и искусства) с окружающей средой. Проекты Л.-а. из-за недоступности мест их организации для публики репрезентировались обычно на выставках с помощью фото-, кино-, видео-документации, которая невольно становилась неотъемлемой частью этих проектов. Л.-а. — одна из попыток художника ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-) отыскать на современном уровне пути творческого контакта человека с природой, ее креативными силами и энергиями.
Лит.: Art in the Land: A Critical Anthology of Environmental Art. Ed. A. Sonfist N.Y., 1983;
Beardsley J. Earthworks and Beyond: Contemporary Art in the Landscape. N.Y., 1984;
Spies W. Christo: Surrounded Islands. N.Y., 1984; Christo. The Pont Nef, Wrapped. N.Y., 1990.
Л.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Лэнд-арт" в других словарях:

  • ЛЭНД-АРТ — (от англ. land art земляное искусство), направление в изобразительном искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд арта (У. де Мариа, Р.… …   Энциклопедический словарь

  • ЛЭНД-АРТ — (от англ. land art земляное искусство) направление в изо искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд арта (У. де Мариа, Р. Смитсон, М.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • лэнд-арт — (англ. land art – земляное искусство), одно из направлений постмодернизма, основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Представители лэнд арта (У. де Мариа, Р. Смитсон, М. Хайзер в США, Р …   Художественная энциклопедия

  • лэнд-арт — лэнд арт, лэнд арта …   Орфографический словарь-справочник

  • Лэнд-арт — Работа Роберта Смитсона …   Википедия

  • Лэнд-Арт — Работа Роберта Смитсона Лэнд арт (от англ. land art земляное искусство), направление в изо искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд… …   Википедия

  • Лэнд Арт — Работа Роберта Смитсона Лэнд арт (от англ. land art земляное искусство), направление в изо искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд… …   Википедия

  • Лэнд арт — Работа Роберта Смитсона Лэнд арт (от англ. land art земляное искусство), направление в изо искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд… …   Википедия

  • ЛЭНД-АРТ — (от англ. land земля, art искусство) вид концептуального искусства, использующий в качестве материала природные объекты. Возник на Западе на рубеже 70 х гг. XX в. под влиянием идеологии контркультуры, противопоставляющей социально иерархической… …   Эстетика: Словарь

  • ЗЕМЛЯНОЕ ИСКУССТВО, см. Лэнд-арт — (см. ЛЭНД АРТ) …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Лэнд-арт» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.